Украина: страх вернулся
Человек, говорят, может выдержать все и еще немножко.Это называют способностью терпеть, терпеливостью.Голуби взлетают над площадями, где будущие диктаторы, деспоты или просто озаренные слепотой славы кретины который раз клянутся в любви к тем, кто готов терпеть все, и еще немножко. И терпят. В чем заключается этот феномен терпимости? Где искать причин феноменального явления, когда терпеть невмоготу, но и изменить то, чтобы не терпеть - тоже невмоготу? Об этом размышляет на радио Свобода писательница Надежда Степула.
Украинское общество давно имеет славу «терпеливого вола». Протесты в стране недоразвитой независимости - вещь более теоретическая. Об этом думается, учитывая провозглашение акций гнева. Политологи и другие пиар-технологи, заангажированные (или случайно нет) отдельными политическими силами, предлагают разные прогнозы - от сомнений в развертывании протестов к убежденности в том, что протесты станут бессрочными, а следовательно - успешными.
Социологи конкретизируют в цифрах готовность к протестам, наивысшую сегодня на Западе страны. В частности, на это указывают исследования социологической группы «Рейтинг»: «40% опрошенных граждан готовы лично отстаивать свои права и интересы путем участия в акциях протеста, 52% - не готовы, еще 8% - затруднились ответить на вопрос.
Наивысшая готовность к протестам на Западе (51%), Севере ( 45%) и Центре ( 43%) Украины. Значительная часть людей готова выйти на акции протеста также и на Востоке (36%), Донбассе ( 33%) и юге ( 29%). Среди избирателей высокая готовность к протестам среди сторонников «Свободы» и «Батькивщины», а также «Гражданской позиции» и «Фронта перемен». Низкая - Партии регионов».
Такие или подобные цифры, обнародованные где-то в других странах, заставили бы содрогнуться не только аналитиков. Но в Украине это действительно «теоретические» проценты готовности граждан протестовать. Несмотря на рост числа тех, кто привычно обсуждает на форумах, как когда-то у себя на кухнях, реалии и перспективы родной страны, возмущаются дороговизной жизни и нестабильностью доходов, «несправедливостью», «коррумпированностью» и «преступностью» власти, даже призывают к активному сопротивлению. Но вся активность этих теоретических протестующих выключается вместе с компьютером...
Зато реальные люди реально боятся протестовать. Об этом свидетельствуют по крайней мере все предыдущие «акции протестов», которые состоялись в недавнем времени и их последствия. Откуда и почему такие сильные эти флюиды страха - охватывающие чуть ли не все общество? Почему большой процент общества, пользуясь виртуальным пространством интернета, смело критикует все и вся, от власти в целом до лично высших ее представителей, производящий сотни тысяч комментариев в поддержку протестов и - почему воинственно и даже агрессивно настроенных этих «протестующих» не видно ни на одной из акций протестов, которые время от времени все же происходят?
«Состояние средней степени тяжести»
Ответы на вопросы о причинах неспособности украинской широкой общественности преодолеть непреодолимый страх перед участием в протестах существуют. Их следует искать в общем состоянии общества. А это «состояние средней степени тяжести». Почти как у известного госпитализированного экс-министра...
То есть, близкое к худшему.
Среди факторов, обусловливающих господство всеобъемлющего страха в обществе, следует вспомнить генетический страх перед ответственностью за возможное свободомыслие, борьбу, сопротивление и т.п. Генетический страх имеет глубокие исторические корни, - был массовым, долгосрочным. Массовый террор растянулся на 40 лет - с конца 1920-х до 60-х годов. Войны, репрессии, голод - наверное, в ни одной из республик бывшего СССР подобной концентрации генетического страха не было. И стал этот страх миной замедленного действия для следующих поколений.
Еще один фактор - разрушенный генотип нации. Уничтожен вместе со всеми, способными на протест. Этот фактор тоже можно бы назвать историческим страхом. Однако не он является существенным. Потому как существенным фактором реинкарнации страха есть распадение социальных структур общества. Известно, что в отдаленные советские времена общество состояло из организованных в трудовые коллективы структур, это были времена индустриализации. Между тем в западном мире соответствующие структуры были другие - религиозные, политические, профсоюзные, наконец, чисто территориальные, чего в СССР не было. А то, что было - трудовые коллективы, оказалось без опоры, без скелета, когда советская индустрия развалилась вместе с Союзом.
Не менее существенным фактором можно считать и деградацию социального капитала.Моральная система советских ценностей исчезла, на ее место не пришла ни христианская мораль, ни трудовая протестантская этика подлинного капитализма. Разрушены фундамент доверия каждого к каждому и каждого ко всем, утрачена способность к взаимопомощи и т.д. Есть и дополнительные проблемы, первая - травмированность «Майданом». Зачем, мол, протестовать, рисковать многим, и жизнью включительно, если «на выходе» - разновидности Ющенко? И вторая - дискредитированность ядер кристаллизации, организации общества. Таких, как профсоюзы - которые где-то, как во Франции - реальная сила. То же самое с политическими партиями, которые тоже дискредитированы и осуществляют свою политику на платформах, далеких от декларации преимуществ собственных программ.
Потребность организующих факторов
В результате всего этого получается, что даже политически активная часть общества деморализована и не находит форм для собственной реализации. И пока не будет организующих факторов, ничего не изменится. В отличие от Египта или других стран мусульманского мира, где такие организующие факторы нашлись, в Украине их сейчас нет.Но это уже другая, особая тема.
О готовности украинского общества изменить в своем бытии что-то или все, то в Украине очень вероятны протесты на социально-экономической почве. И экономическая политика власти приближает этот «сладкий» момент с каждым днем. Вот только, будет ли это социально-экономический протест, или бунт - вопрос открытый. Если давление на общество зашкаливает в различных формах и цивилизованных клапанов для выпуска пара нет (через общественные и другие организации), тогда клапаны срывает, и начинается живое творчество масс с вилами наперевес. Но это еще не завтра.
Заявленные «дни гнева» наверняка закончатся ничем. Потому что это именно та форма организации, которая не сможет мобилизовать широкие массы. Почему не сможет? - Потому что все вышеупомянутые факторы подпитывают невероятную готовность терпеть все и еще немножко...
Комментарии
Панщина тоже террор, Постоянные войны при гетманах и царях тоже. Последние 20 лет не были особо благодатными для народа и государства.
...а народ гад такой трусливый.ну не берется зап вилы и всё тут...хоть новых "лидеров Майдана" завози...