Макаркин: политик из Прохорова никудышный

Автор «Ё»-мобиля создает из «Правого дела» сомнительного оппонента Фронту Путина

Бизнесмен Михаил Прохоров все-таки хочет возглавить «Правое дело». Как заявил владелец группы «Онэксим», он направил свои предложения руководителям партии. Пока комментировать свой шаг миллиардер отказывается: «До того момента, пока не будет создан съезд партии, не будет принято соответствующее решение, я никаких комментариев по этому поводу давать не буду».

Впрочем, известно, что накануне господин Прохоров уведомил о решении заняться партстроительством топ-менеджеров «Онэксима»: «После этого (отказа возглавить партию) я получил шквал звонков от коллег по цеху, друзей и близких, многих из вас, которые не поняли моего отказа. Поддержки своей позиции я не встретил ни у кого, даже у собственной сестры, которая терпеть не может политику»... «Я позвонил своему старому знакомому, который является одним из лидеров «Правого дела», и сказал, что если партия и его коллеги еще во мне заинтересованы, то я готов», - говорится в документе.

Прохоров хочет кардинально изменить «Правое дело». В письме говорится, что изменения могут коснуться даже названия партии. «Таким всегда был мой подход в любом проекте: если я беру на себя ответственность за результат, у меня должна быть свобода маневра и свобода действий», - цитирует письмо олигарха «Комсомольская правда».

Станет ли Прохоров знаменем российских правых, рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«СП»: – Алексей Владимирович, что означают маневры Прохорова: то не хочу возглавлять «Правое дело», то хочу?

– Мне эта ситуация напоминает заявление первого зампреда правительства Игоря Шувалова по этому же вопросу.

Когда Шувалов раздумывал, идти ему или нет в «Правое дело», сначала появились сигналы, что он может возглавить партию. В то же время в СМИ появилась информация – Шувалов готов пойти только при условии свободы действий.

Любой человек, который придет в эту партию на руководящую должность, на 100% этот вопрос поставит. Это понятное условие. Этот человек отдает партии свое имя, властный или финансовый (в случае Прохорова) ресурс. Взамен он должен контролировать партийный процесс. Если контроля не будет, а партия останется в ее нынешнем виде – конгломератом, где есть и интересы сторонников Чубайса, и выходцев из бывшей Демократической партии (их представляет Андрей Богданов), и другие интересы – разбираться с этим, регулировать конфликты внутри партии никто не будет. Шувалов этого не захотел, и Прохоров не захочет.

«СП»: – Вопрос о Шувалове поднимался еще в апреле. Сейчас середина мая. Можно ли до выборов переформатировать «Правое дело»?

– Да, времени на реконструкцию партии остается все меньше. Даже если успешно провести реконструкцию с организационной точки зрения, возникает вопрос: насколько она будет эффективной перед выборами? Насколько система, которую удастся создать, будет способна действовать в условиях предвыборной кампании – например, взаимодействовать с региональными организациями, которые в партии есть? Все же «Правое дело» – реальная партия, при всех больших вопросах к ней...

Наконец, насколько самому Прохорову, при отсутствии политического опыта, удастся создать именно политическую машину? У Прохорова – огромный предпринимательский опыт, но создать-то нужно машину, ориентированную не на получение прибыли, а на победу на выборах. Это разные технологии.