Решающая роль в индустриализации принадлежит государству

Экономист Никита Кричевский: Решающая роль в индустриализации принадлежит государству

Что такое индустриализация по-путински? Как её проводить? Об этом размышляет доктор экономических наук Никита Кричевский.

– Я аплодирую предложениям премьера по индустриализации страны, высказанным им на съезде Союза машиностроителей России в Тольятти. Наконец власть от слов переходит к делу. Индустриализация – это то, что сегодня остро необходимо нашему государству.  Это – первое.

Второе – хочу остановиться на нескольких моментах, которые считаю важными.  Последнее время много слов говорится о новых технологиях, о необходимости перехода страны на новый технологический уклад.  Встречаются даже рассуждения о переводе экономики на так называемый пятый технологический уклад. В связи с этим хочу особо подчеркнуть, что индустриализация и внедрение новых технологий – это не одно и тоже. Задачи, для решения которых инициируется процесс индустриализации, не ограничиваются технологическим перевооружением экономики. Они гораздо шире и объёмнее.

Пятый технологический уклад – это в каком-то смысле фетиш, некая фантазия. Дело в том, что развитие технологий – это очень сложный  процесс, который идёт постоянно, хотим мы этого или нет. Его невозможно ни остановить, ни отменить. И в этом смысле я, конечно, всячески поддерживаю использование новых технологий. Я за Интернет, за новые коммуникационные системы. Глупо было бы всё это отвергать, отрицать.

 Однако индустриализация – это больше, чем просто внедрение новых технологий и создание инноваций. Одно Сколково не решит задач, стоящих перед страной. Мы сами себя запираем в этой свободной экономической зоне и надеемся, что это принесёт нам какие-то перемены к лучшему. Но это выглядит, по крайней мере, несколько наивно.

Хочу спросить: что и для кого там будет производиться? Группа талантливых молодых учёных, инженеров, конечно, создаст в Сколково и какие-то новые технологии, и инновационные разработки. Однако кто ими сумеет воспользоваться?

Спрошу проще: на кого они там будут работать? На «Боинг» или «Интел»? Замечательно. А нам-то что с того? Какая польза будет от этого стране, её развитию, просто обычным людям, которые не живут и не работают в Сколково?  А таковых большинство.

Путин, судя по его выступлению в Тольятти, это видит и понимает.  Он мыслит масштабно, государственнически. А потому и говорит об индустриализации, которая, прежде всего,  предполагает создание новой экономической среды, нового хозяйственного уклада, – в конце концов, новой индустрии, промышленности, способных сформировать оплаченный, подкреплённый живыми деньгами спрос на инновации и новые технологии.

Именно в этом контексте надо понимать его слова о том, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка – от проведения исследовательских и конструкторских  работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции. Только в этом случае удастся решить задачу, поставленную Путиным в том же выступлении в Тольятти – играть ведущую роль на глобальных высокотехнологичных рынках товаров и услуг. Вот тогда, возвращаясь к Сколково, этот проект заиграет уже совсем по-другому. Он окажется по-настоящему востребованным и органически впишется в нашу экономику.

Таким образом, индустриализация – это огромная по своим масштабам и задачам программа, для реализации которой потребуются немалые силы и средства.  А потому решающая роль здесь принадлежит государству.

Сам по себе бизнес мало заинтересован и в индустриализации, и в решении общегосударственных задач. У него просто природа другая. Он сосредоточен сам на себе, на своих проблемах. Он работает ради прибыли, и  больше его ничего и не волнует. Поэтому задача власти – сделать так, чтобы интересы бизнеса совпадали с интересами страны. Государство просто должно принудить бизнес к тому, чтобы он включился в процессы индустриализации.

Как это сделать? Есть прямые способы стимулирования, есть косвенные. К первым относится непосредственно участие государства в инвестиционных проектах. Ко вторым – использование налоговых льгот, применение различных механизмов страхования сделок, инвестиций, стимулирование экспорта, формирование условий, позволяющих снижать  трансакционные издержки.

Это, так сказать, финансовые, экономические меры воздействия. Однако они должны быть дополнены правовыми действиями, направленными на защиту института частной собственности, создание независимых судов…

И ещё особо хотел бы подчеркнуть, что любые аналогии инициативы Путина с индустриализацией, проведённой в СССР в 30-е годы, просто притянуты за уши. Они здесь неуместны. Тогда у нас была другая страна, другая экономика, другая господствующая форма собственности, другой социальный состав населения. Сегодня ничего этого нет. А потому повторение того прошлого мобилизационного сценария просто невозможно по определению.

Нужно определённо сказать: сегодня индустриализация будет проводиться совсем на других принципах, в условиях свободной рыночной экономики и частной собственности. Современная история знает немало успешных примеров индустриализации, осуществлённой в реалиях рыночной экономики. И мы здесь не исключение.