Планы правительства, планы народа: сырьевая экономика

О правительственной программе инвестиционно-инновационной деятельности на 2011 – 2015 гг. лучше написать до тех пор, пока её совсем не прикрыли. Дело в том, что по мере приближения к реализации программы, её размах последовательно уменьшается. Общая сумма проектов, поданных на программу, оценивалась в просто-таки нескромную цифру 1 триллион гривен (три годовых бюджета Украины). После первичного отсева осталось 250 проектов на 430 миллиардов. Дальше первый вице-премьер Андрей Клюев озвучил почти окончательный результат: 163 проекта и 368 миллиардов гривен. Сейчас сумма сократилась до 233 миллиардов – и это, по всей видимости, не предел.

Сразу оговорюсь, что гадать о перспективах реализации программы бессмысленно. Может, всё и получится. Тут лишь хочется пожелать, чтобы побольше построили и поменьше украли. Другое дело, что программа инвестиционно-инновационной деятельности, как и всякий прекраснодушный проект светлого будущего, рисует нам не реальные очертания дня завтрашнего, а пожелания дня сегодняшнего. Именно в этом она интересна. Хотя бы как диагноз.

Думаю, чистота эксперимента не пострадает, если сравнить нынешнюю программу инвестиций с похожим документом образца 2004 года. Тем более, что тогдашнюю Общегосударственную комплексную программу развития высоких наукоёмких технологий (т.е. тех же инноваций) на 2004 – 2013 гг. готовило правительство того же Януковича и Азарова. Логично, что подход к экономике страны в обоих проектах будет один и тот же.

В словесной преамбуле обе программы ставят одну и ту же цель – повышение доли высокотехнологичной продукции в украинской экономике. В цифрах же инновационные планы 2004 и 2011 годов отличаются очень сильно. Кажется, что рецепты перспективного развития прописаны для двух стран с принципиально отличным устройством народного хозяйства.

Семь лет назад проектантам казалось, что доля инвестиций в машиностроение должна составлять почти 40% от общего объёма; сегодня эта цифра уменьшилась до 5%.

Этот странный перекос трудно объяснить в программе, целью которой провозглашается создание якобы новой высокотехнологичной экономики – наверное, без машиностроительной отрасли. Зато сейчас появились другие статьи расходов, в 2004 году не указанные. Около 16% инноваций сосредоточены в сфере транспортной инфраструктуры – реконструкции дорог, портов и вокзалов (привет от Евро–2012). Почти 5% от общей суммы сегодня планируется потратить на коммунальную сферу. Видимо, износ городской инфраструктуры уже поджимает.

В чём оба документа относительно совпадают, так это в планах по инвестированию энергетики: 39% расходов на эту сферу предполагал проект 2004 года и 50% –  программа 2011-го. Не изменилось отношение и к аграрному сектору как отцепленному вагону народного хозяйства. Раньше в него собирались вложить 2% инвестиций, сейчас – 3%...

Нельзя сказать, что какая-то программа лучше, а какая-то хуже. Они просто разные. Наверное, излишним будет напоминать о том, что Общегосударственная комплексная программа развития высоких наукоёмких технологий (2004 – 2013 гг.) так и не была реализована. Но если тогда речь шла о том, чтобы воссоздать структуру развитой экономики, то сегодня – лишь о технологическом обновлении тех отраслей, без которых невозможен экспорт сырья. Для этого – акцент на энергетике, металлургии, транспорте. Это просто другой уровень притязаний. Более реалистичный, наверное.

Обновление – тоже нужное дело. Вне всякого сомнения, нужны все эти проекты по замене мартенов, увеличению сечения квадратной стальной заготовки со 125 мм до 140 и т.д., и т.п. Есть только один вопрос. Какую программу инвестиционно-инновационной деятельности мы будем готовить еще через семь лет?