Зеленый змий Горыныч: о повышении акцизов на спиртное и сигареты
На модерации
Отложенный
История борения российского государства с «зеленым змием» уходит корнями в былинное прошлое. Думаете, кого символизировал Змей Горыныч? Ее, проклятую. И три головы у змея — не просто так, а яркая аллегория: головная боль, тошнота и «сушняк».
Ограничения создаются в пространстве (запрещение распивать в публичных местах), во времени (после 22.00 не продавать), теперь в ценах… А сработает ли? В Европе — да. Часто бывая в странах Скандинавии, заявляю ответственно: курят и пьют там крайне мало именно в силу таких ограничений. Но это же их ментальность! Им сказали: «Нельзя спать в бетономешалке!» Они посоветовались с психоаналитиком и отошли. А мы?.. Вся наша история показывает, что запретительные меры на нас не действуют, а еще больше оскотинивают. Помню эти женские драки в очередях за водкой, когда ее продавали четыре часа в день…
Правительство России собирается в ближайшие несколько лет увеличить акцизный сбор на водку и табачные изделия на 25—30 процентов. В переводе с чиновничьего это значит, что цены на эти товары возрастут именно в таких масштабах, поскольку продавцы, ясен палтус, «повесят» лишние рубли на покупателей. В результате минимальная розничная цена бутылки водки к 2014 году составит порядка 180 рублей за пол-литра вместо нынешних 98 рублей. А цена пачки дешевых сигарет должна к 2014 году достичь 38,5 рубля. Кстати, ранее ее предлагалось увеличить до 95 рублей к 2014 году и до 120 — к 2015-му.
Зачем это делается? По расчетам Министерства финансов, только повышение акцизов на спирт принесет бюджету дополнительные 315,9 млрд рублей. Кроме того, увеличится и поступления НДС, который берется и с суммы акцизного сбора.
Цифры впечатляющие, только что-то не впечатляет. Трудно даже подсчитать, сколько принесла бы бюджету полная национализация алкогольного производства, но никто не торопится его национализировать. Со вздохом констатируем: нас опять хотят оздоровить. Причем вновь самыми причудливыми методами.
История борения российского государства с «зеленым змием» уходит корнями в былинное прошлое. Думаете, кого символизировал Змей Горыныч, с которым беззаветно бились русские витязи? Ее, проклятую. И три головы у змея — не просто так, а яркая аллегория: головная боль, тошнота и «сушняк». Аспида этого наши богатыри неизменно побеждали, что не мешало ему оживать в следующей былине, чтобы сразиться с очередным героем.
То, что Змей Горыныч путешествует от Ильи Муромца к Добрыне Никитичу, а после к Алеше Поповичу и обратно, говорит о том, что охраной русских рубежей витязи занимались серьезно, уходя в запой исключительно по очереди… Впрочем, это все мои личные догадки, я их никому не навязываю, пока они не подкреплены серьезными исследованиями.
С развитием законотворчества борьба с пьянством вышла на новый уровень. В начале Первой мировой войны был издан царский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. С приходом советской власти борьба с алкоголизмом была продолжена. В декабре 1917 года советское правительство продлило запрет на торговлю водкой, предусматривающий строгие меры: не менее пяти лет тюремного заключения с конфискацией имущества. Однако 26 августа 1923 года ЦИК и Совнарком издали постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. Ну и 16 мая 1985 Президиум Верховного Совета СССР издал знаменитый указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», прозванный в народе «полусухой закон». На алкогольные напитки ввели талоны. Вот это застал уже лично я.
…1990-й год, командировка в Кондопогу — ту самую, прославившуюся несколько лет назад массовыми волнениями на почве национальной вражды. Тогда, 20 лет тому назад, это был тихий городок с единственным светофором, который не работал, но оставался едва ли не главной достопримечательностью: перекресток, над которым он раскачивался, носил название «Кресты» и был практически официальным местом нелегальной торговли алкоголем и талонами. От нашего общежития, над которым всю ночь горел огромный красный фонарь с надписью «Пролетарский общественный фонд», до «Крестов» было 10 минут ходу. Талон на водку — 5 рублей, сама поллитровка после закрытия магазинов — 20—25 рублей. Нашей бригаде принадлежал рекорд кретинизма, когда мы аж за «тридцатник» приобрели бутылку коньячного напитка «Стругураш» (простите, что за столом об этом).
…1991 год, университетская общага исторического факультета, ночь. Ввиду исчерпания собственных запасов и отсутствия ночных магазинов на улице ловится такси.
«Бомбила» деловито лезет в багажник, откуда извлекает вожделенные полкило «беленькой» все за те же 25 рублей. Где была произведена сия жидкость, оставалось только гадать. Но кто-то нематериальный нас хранил, и травились редко.
…1993 год, служба в армии, N-ская отдельная местная стрелковая рота. Знакомые танковые механики ставили под сверлильный станок банку какого-то тягучего клея. Через несколько минут вся тягучесть наматывалась на сверло, оставшуюся в банке жидкость механики употребляли за здоровье всех членов ГКЧП. Гадость страшная, хотя, конечно, не «Стругураш». Но мы, интеллигентные заместители командиров взводов, пригубляли спирт «Рояль».
К чему вся эта слезливая ностальгия? К тому, что в любых ситуациях российский народ находит возможность выпить. Особенно когда это ему запрещают, потому что русские не сдаются.
Мысль правительства знакома, как сосед шифоньеру: создать человеку максимальное неудобство употребления спиртного и табачного. Но «верхи» опять не учитывают вот эту нашу особенность не сдаваться.
Ограничения создаются в пространстве (запрещение распивать в публичных местах), во времени (после 22.00 не продавать), теперь в ценах… А сработает ли? В Европе — да. Часто бывая в странах Скандинавии, заявляю ответственно: курят и пьют там крайне мало именно в силу таких ограничений. Но это же их ментальность! Им сказали: «Нельзя спать в бетономешалке!» Они посоветовались с психоаналитиком и отошли. А мы?..
То, что с пьянством бороться надо, не спорит никто. Но вся наша история показывает, что запретительные меры на нас не действуют, а еще больше оскотинивают. Помню эти женские драки в очередях за водкой, когда ее продавали четыре часа в день…
А курение? Летом 2007 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии, выполняя предписание Генеральной прокуратуры, внесло в типовой контракт с продюсерами фильмов, полностью или частично финансируемых из госбюджета, пункт о запрете пропаганды табакокурения и наркомании. Грубо говоря, сцены курения должны были отсутствовать на кино- и телеэкранах. Кто-нибудь об этом сейчас помнит? Я помню только, что некоторые телеличности демонстративно дымили в телевизоре, будучи готовые заплатить штраф, но оставить себе свободу распоряжаться собой, пусть даже и так по-идиотски. А между тем курение на экране действительно делает эту привычку привлекательной. Значит, по логике вещей, можно показать в кино и нечто такое, что вызывает отвращение к табаку. Почему бы не сделать этого?
Повышение акцизов и цен на сигареты куда опаснее игр с алкоголем, власть этого просто не понимает. При отсутствии спиртного его на худой конец можно сделать самим — традиции самогоноварения бережно хранятся в каждой семье, где есть дача. Но табак в цветочном горшке не вырастишь, а отсутствие курева зачастую воспринимается тяжелее, чем отсутствие еды. И если 50-летнему экскаваторщику демонстративно создать препятствия в покупке вожделенной пачки сигарет без фильтра «для его же блага» — я не уверен, что он с этим смирится. Шахтеры уже провели одну смену власти в современной России, а ведь у них не было экскаваторов…
И ведь есть же методы борьбы, отлично приживающиеся на нашей почве! На днях мне рассказали историю про одного иностранного предпринимателя, открывшего дело в России. Бизнесмен пообещал вывезти весь штат сотрудников на юга, если они не будут курить. Но условие: закурит один — не едет никто. И теперь товарищи бдительно друг за другом следят и в туалет по одному не ходят.
Второй пример наблюдал собственными глазами. Шведский завод в российской глубинке, выпускает электрооборудование для автомобилей. Скандинавское руководство просто приплачивает некурящим и премирует бесплатными билетами в бассейн. Понимаете разницу? Не лишает денег «плохих», а стимулирует «хороших». Оставляет право выбора, не оказывая давления.
А может, покопаться в предпосылках? Чего народ пьет-курит? Раньше модно было считать, что от безысходности и нищеты. Вынужден поспорить: когда мои друзья стали очень хорошо зарабатывать, они перешли с водки на шотландский виски, ничуть не сокращая норму. С горя пьем, на радостях пьем, в отсутствии горя и радости — пьем от скуки.
Служба Gallup определила, в каких странах больше всего курят. Оказалось, в постсоветских. Почему понятно: выпил — покури. Но никто в мире не понимает, почему Россия так пьет. А мы никому не скажем. Потому что это и есть наша Великая Национальная Тайна. Настолько великая, что разгадки мы и сами не знаем.
Ваше здоровье!
Комментарии
Ну что же скотинейте дальше. До полных скотов осталось немеого.
А не пробовали сначала качество на эти проценты увеличить, не приходит наверно в голову заграничных жителей по недоумению именуемым правительством России.От водки палёной не застрахован никто, и где бы ни купил, большая вероятность нарваться.Хотя мне кажется не палёная продаётся только в трёх местах, это в гос.думе, администрации и на Рублёво-Успенском шоссе, куда вход народу воспрещён.