Секретные армии НАТО

У разоблачённой недавно в Турции сети есть аналогии в недавнем прошлом. Наиболее громкие разоблачения по этому поводу имели место в Италии в 1970-1980-х годах. В общих чертах история выглядела так. Вскоре после создания НАТО сформированные в его составе секретные структуры координации деятельности спецслужб Альянса против социалистического блока, стали формировать сети для партизанской и диверсионной войны в случае «советского вторжения». Набирали туда людей из правых экстремистов, отставных военных и т.д.

Недавно представители Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Стефан Фулье и новый посол США в Турции последовательно высказали «обеспокоенность» за состояние свободы слова и демократии в этой стране в связи с арестами ряда журналистов и руководителей СМИ в марте текущего года.

 Реакцию турецких властей характерно озвучил премьер-министр Тайип Эрдоган. Во-первых, как и российский президент Дмитрий Медведев несколько ранее, Эрдоган поинтересовался у представителей ОБСЕ, не путают ли они демократию с авторитаризмом, раз полагают, что исполнительная власть страны должна вмешиваться в следствие и суд, выдавший ордера на аресты. Благо причиной стали не высказывания или статьи против политики нынешнего руководства, а сведения о причастности арестованных к подготовке заговора с целью насильственного захвата власти.

 Во-вторых, Эрдоган посоветовал Госдепартаменту США посылать в Турцию более подготовленных дипломатов, которые бы не считали своим долгом указывать руководству страны, что ему делать, особенно если не разбираются в происходящем.

 Ну а Еврокомиссару, что характерно, по вопросам расширения ЕС, Эрдоган в очередной раз напомнил, что ЕС Турции уже едва ли нужен больше, чем Турция ЕС, и что он, Эрдоган, уже устал терпеть шантаж своей страны по любому поводу.
«Кувалда» ударила по своим

Теперь вернёмся к арестованным журналистам. Проходят они по делу «Эргенокон» — так называют сеть в военной, чиновничьей, общественной, журналистской и т.д. среде, планировавшую силой исправить результаты народного волеизъявления, привёдшего к власти Партию справедливости и развития. Зацепкой для разоблачения и разгрома сети стали дело «Кувалды» — Balyoz. Такое условное наименование получил план военного переворота, который задумывался к осуществлению в 2003–2004 году турецкой военной верхушкой. План реализован не был, но выплыв на свет в 2008 году, стал в итоге причиной арестов более 50 действующих и отставных высокопоставленных офицеров. Потом последовали новые разоблачения и количество арестованных по этому делу силовиков, бизнесменов, юристов, чиновников, политических и общественных деятелей и теперь ещё журналистов перевалило уже за 200 человек.

 Конечно, многие недовольные нынешним руководством в Турции, а ещё больше за её рубежом, — комментируют происходящее как некие «чистки неугодных» по типу «сфабрикованных сталинских репрессий».

 Что ж, это, конечно, чистки, но вряд ли на таких уж сфабрикованных основаниях.

 Турецкие военные за последние 50 лет устраивали перевороты уже четыре раза и чистки при этом проводили без особой оглядки на закон, убивая, казня, пытая и бросая неугодных в тюрьмы тысячами. Но так как делалось это верными союзниками США и НАТО, обезвреживающими «коммунистическую» и «исламистскую заразу» одновременно, мировое демократическое сообщество не торопилось с санкциями.
Сети террора и информационной войны

Кроме того, у разоблачаемой сегодня в Турции сети есть аналогии в недавнем прошлом. Наиболее громкие разоблачения по этому поводу имели место в Италии в 1970-1980-х годах. В общих чертах история выглядела так. Вскоре после создания НАТО сформированные в его составе секретные структуры координации деятельности спецслужб Альянса против социалистического блока, стали формировать сети для партизанской и диверсионной войны в случае «советского вторжения». Набирали туда людей из правых экстремистов, отставных военных и т.д. Этот факт был признан официально, сеть получила название «Gladio» («Меч»).

 Однако на примере Италии, Франции и Германии такой, в частности, автор как Даниэль Гансер в книге «Секретные армии НАТО» показал, что участники сети не оставались в стороне от внутриполитической борьбы и использовались спецслужбами для дестабилизации обстановки в собственных странах, включая убийства и теракты — в рамках борьбы с «левой угрозой» и «просоветскими силами».

 Доказательства причастности родных спецслужб к разного рода террористам-«чернорубашечникам» на Западе были предметом громких скандалов уже 30 лет назад.

Поэтому своим спецслужбам западный обыватель на самом деле не очень доверяет. Да и как им доверять, если руководители национальных спецслужб выполняли указания координационного бюро НАТО (по сути, ЦРУ), не ставя в известность собственные правительства? А это самое ЦРУ официально не раз признавало, а ещё чаще проявляло свою причастность к организации разного рода заговоров, провокаций и прочих переворотов, не брезгуя подготовкой разного рода террористов, покровительством контрабанде и наркотраффику.

 Среди первых серьёзных акций Центрального разведывательного управления США была операция Dissolution — «Размагничивание», имевшая целью путём информационно-психологического воздействия, политических провокаций и дестабилизации обстановки предотвратить усиление позиций коммунистов в послевоенных Франции и Италии. Образованные тогда в той же Италии сети по составу удивительно напоминали «Эргенокон», вплоть до вовлечённости высшего командного состава силовых структур (весьма, кстати, близкого арестованной турецкой военной верхушке идеологически).

 Немалую роль в таких структурах и их деятельности играли, кстати, и журналисты. Целые СМИ образовывались на бюджетные фонды и пожертвования богатых единомышленников и идеологически верные либо висящие на крючке компромата мастера пера отрабатывали интересы своих хозяев по обработке общественного мнения.

 Когда в 1970-х годах в ходе противоборства различных тенденций среди истэблишмента западных стран была сделана ставка на раскол, ограничение влияния и компрометацию левых и недружественных правых через развитие левацкого терроризма и одновременно на вывод из игры некоторых прежде использовавшихся крайне правых (как пример может служить история с «путчем Боргезе» в Италии в 1971 году) — немалая роль была отведена именно своим людям в СМИ. Пока высокие покровители разрушали следственные дела, не давая им выйти на истинные сети, ограничивая их успехи лишь отдельными персонажами, свои СМИ топили в информационных волнах тех, кого надо и размывали таким образом слишком опасные информационные ниточки.

 Лишь немногие дела отвечали подлинным масштабам опутавших Западную Европу теневых сетей истэблишмента, да и те были ограничены концентрацией внимания на нескольких фигурах, некоторые из которых в итоге ушли ответственности.

 Из громких дел можно вспомнить историю с объединявшей политиков, банкиров, промышленников и силовиков масонской ложей «П-2» в Италии, члены которой из числа начальников военной спецслужбы СИФАР, как оказалось, инспирировали террористическую деятельность «красных бригад», и историю левоэкстремистской организации ГРАПО в Испании, члены которой в конце 1970-х убили и ранили более 20 высокопоставленных офицеров и чиновников, а также политических деятелей, журналистов и общественных активистов под руководством, как выяснилось, руководителя испанской политической полиции.

 Немногому дали выплыть наружу, что и говорить.
Очередной переворот не удался

Но достаточно и этих примеров, чтобы план «Эргенокона» сбросить пару бомб на наполненные народом мечети с целью оправдать введение в стране военное положение не выглядел таким уж сфальсифицированным. Тем более, что турецкие военные в прошлом уже применяли провокации столкновений между сторонниками различных политических для оправдания своего захвата власти и последующих репрессий.

 Но по каким-то причинам в 2004 году план реализован не был. Видимо, его сорвали втихую, так как не вся оппозиция Партии справедливости и развития, под руководством которой Турция сегодня превращается в самостоятельный центр силы, готова была его поддержать.

 Затем военные были выведены из состава всех невоенных органов власти, где они в период своего могущества зарезервировали за собой контрольные функции. После этого власть приступила к демонтажу или переформатированию полулегальной инфраструктуры «для переворотов», которая включала и орган координации пропаганды в СМИ при Совете национальной безопасности. Потом добрались и инфраструктуры теневой — появилось дело «Эргенокон». Которое сегодня и продолжается.

 Оказалось, что у новых турецких властей есть та политическая воля, которой в такой же мере не проявили до сих пор ни национальные, ни наднациональные структуры в Европе и Северной Америке. Возможно, поэтому указанными событиями в Турции на Западе так и недовольны. Ведь во многих западных странах могли бы быть свои дела «Эргенокон».

 Может быть, гораздо более резонансные.