ЖКХ: права-жильцам!

Нынешнее российское государство позаботилось максимально «наградить»  обязанностями своих поданных, пребывающих в статусе жильцов, переведя со своей больной головы – теперь уже, на не менее больную у населения. В теории, вроде бы многое конструктивно: повышение нашей хозяйственной ответственности в сфере ЖКХ, юридической и экономической грамотности, самостоятельности, общинной консолидации…

Кстати, подобные вольности довольно чреваты для любой власти, так как повышают уровень активности граждан и формируют в них недостающий опыт в защите собственных прав. Но видимо, когда на кону стоит неподъемное государственное обязательство по финансированию коммуналки, то все остальные угрозы кажутся несущественными.

Ну что же, обязанности самофинансирования мы огребли по полной, а адекватных прав, для баланса и гармонии в «личном» хозяйстве, так и не стяжали. Может быть, мы приблизились к предельному уровню обладания ими и ждать, больше нечего?

Вот, к примеру, такой диссонанс прав и обязанностей жильцов, когда более добросовестная и разумная их часть, ставит поквартирные «водяные» счетчики, желая отдавать справедливую оплату за расход воды. Но, как оказывается, это не тот случай, где можно искать справедливости, и разумная категория граждан автоматически переходит в разряд поторопившихся «недоумков».

А просто, наше «самое гуманное» жилищное законодательство запрещает сверхнормативно обирать дремучих жильцов, не пользующихся достижениями нано-водотехнологий. И потому, сверхпотребление от общего объема домового водозабора, остается, не иначе, как легитимно возложить на плечи неохваченных правами рачительных экономов, или по факту – наивных неудачников. Наверное потому, что у них денег поболе, раз на счетчики расщедрились. Чем не «театр абсурда» - битый, небитого везет.

Конечно, это именно тот случай, когда всем можно показать, что у нас торжество его величества, закона. А подлинная социальная справедливость, это защита интересов большинства, то есть – бесконтрольных водопользователей. Такая ситуативная спекуляция – «гармония» рынка и военного коммунизма: отобрать и поделить.   

Ну, да ладно, почему бы не смириться с системными перегибами в исключительных случаях, если бы подобная линия государства отличалась последовательностью. Но, не тут то, было… 
 
Чуткое к всевозможным лоббистам российское законодательство, и соответствующая судебная практика, призванные защищать конституционные права человека, в части исполнения Жилищного кодекса, не ориентированы на справедливое их распределение, по причине высокой коррупционной составляющей во властных структурах, заинтересованных в неоднозначности прочтения соответствующих законов, для возможности осуществления поборов и получения взяток со сторон, желающих выкупить «полузаконные» преференции.

И в результате, мы – добропорядочные жильцы, ощущаем себя в одиночестве, несмотря на тесное «соседство» со своим государством. Зато, пребываем в реальной и нежелательной близости с неблагополучными квартирами (их обитателями), в виде всевозможных притонов, незаконных гостиниц, офисов, магазинов, других точек из перечня сферы услуг и просто, циничных и невменяемых лиц, ведущих асоциальный образ жизни.   

Современное законодательство и судебная практика, прикрываясь правами человека, выработала практикующуюся формулу доминирующего права меньшинства над большинством, что попирает подлинную справедливость, диктуемую здравым смыслом.

Указанная ситуация выражается в том, что фактически невозможно (чрезвычайно сложно) доказать наличие противоправных действий и соответственно - состав преступления, у вышеперечисленных фигурантов. Безусловно, это дело правоохранительных органов, но в связи с высокой загруженностью – милиция (полиция), не в состоянии выполнять свои прямые обязанности и потому, не является фактическими помощниками и даже союзниками добропорядочным жильцам.

Такое положение вещей объясняется тем, что правоохранительным органам, закономерно проще, принимать сторону нарушителей, избавляя первых, от дополнительной работы для себя. И с другой стороны – неподсудность преступников избавляет многие госструктуры от заботы и участия в их дальнейшей судьбе, в статусе обвиненных, например – выселенных из ранее занимаемого жилья. А в результате, добропорядочные граждане становятся заложниками негосударственного подхода чиновничьих структур, в целом.         

И выражается это, в недопустимой для развитого общества ситуации, когда жильцы, остаются один на один с преступностью, мотивированной крайними эмоциями или прибылью, что ставит первых в заведомо проигрышное положение, в связи с тем, что собственный дом – психологически, является для подавляющего большинства граждан, необходимым тылом, зоной покоя и единственным местом восстановления сил перед очередными буднями, но никак, не фронтом боевых действий, что и затрудняет адекватное и эффективное противодействие «домашнему террору».

На основании вышеизложенного следует заключить, что в России - повсеместно, назрела насущная необходимость изменения законодательства и судебной практики, в сторону упрощения требований к доказательной базе состава преступлений (нарушений) в отношении недобропорядочных жильцов. А защита прав граждан, как минимум - в судебной практике (правоприменении), должна трактоваться, исходя из приоритетности мнения подавляющего большинства жильцов, представляющих одну из сторон.

То есть – страдающая сторона, находящаяся в подавляющем большинстве, должна иметь соответствующие законодательные преференции. Также, законы должны учитывать инициацию конфликта (создание условий для конфликта), как отягчающее обстоятельство, затрудняющее инициаторам (нарушителям) использовать свое право презумпции невиновности.

На сегодняшний день, практически в каждом многоквартирном подъезде (доме), включая и придомовые территории, имеется своя «ложка дегтя в бочке меда». Вряд ли, в большей своей массе найдется счастливый жилец, не столкнувшийся с проблемами невольного сожительства с асоциальными элементами – подонками, ведущими круглосуточный праздный образ жизни.

Периодические вызовы нарядов правоохранителей, порой оказывают на них, лишь раздражающую роль. Ведь, система профилактики и пресечения нетяжких преступлений (хулиганства) не служит приоритетной в нашей стране. А причина такого положения дел достаточно проста – банальная коррупция, смещающая интересы силовых структур к работе с перспективными «взяткоспособными» клиентами. А какая шерсть с паршивой овцы или «молоко» с бодливого козла – в полночь, поставивших на уши соседей?

Ну, разве что, приедет наряд, чтобы забрать в «обезьянник» и надавать вразумительных тумаков – большинство хулиганов, такая неадекватная терапия только раззадоривает, по причине демонстрации беззубости закона в их отношении. И приводит к новому витку «страшной мести» своим «занудным» соседям, не желающим добровольно «вешаться» от беспокойства через стену.

Попробуйте дозвониться по «02», а лучше сразу оставьте надежду – приятный женский голос робота будет вас развлекать многочасовым речитативом - «ваш вызов принят, все операторы заняты, оставайтесь…» - не секс, но «безнадега по телефону». Особенно, если к вам ломятся преступники.

Безусловно, лучше знать номер своего местного отделения и тогда, шансы достучаться резко возрастают. Но только, если наивно не расколоться, что наряд требуется для распоясавшихся хулиганов. А потому, что в таком случае, уже вполне одушевленный дежурный-балагур (издержки работы на «телефонах доверия») ответит - «Может стон у них песней зовется? Пока все наряды заняты…». Короче – ожидайте в порядке живой очереди. Совсем другое дело, если в очереди окажется неживой, тогда примут «по блату» - незамедлительно. 

Это закономерный ответ на перегрузку правоохранительной системы разбором правонарушений, совершаемых повальной пьянью. Достаточно быстро, выезжают лишь, на готовое хладное тело, в смысле – оформившийся труп. А их, у нас немало строгают в алкогольном угаре. Вот и приходится ждать «мальчиков по вызову» многими часами - на такой, «безобидный» хулиганский вызов.

Конечно, находятся и настоящие смельчаки среди жильцов (все больше на словах), которые решают проблемы своей недюжинной силой. Ну правда, можно раз спуститься ночью к придомовой малине-лавочке, и убавить звук на подпитых горлопанах, можно и два… А далее, по теории вероятности (гипотетически и практически) не мудрено огрести из темноты бутылкой по могучему затылку, и если голова окажется крепче, то резонно добавят неподарочной «розочкой» - острыми остатками от этой бутылки, уже по мягким ненакачанным местам.

Но если все же, вы окажетесь неуязвимым героем – особо не обольщайтесь, так как на завтра, к вам может заявиться долгожданный, но припоздавший патруль, с «санкцией» на задержание, за причинение вреда здоровью вчерашним «романтикам», невинно воздыхавшим под окнами возлюбленных. Что-что, а права они свои знают – особенно, когда можно развести баблом своего обидчика, страдающего бессонницей – аж, на целый месячный загул, на этой же «барной» лавочке.

Да и патрульный наряд, уже приедет с «удовольствием» и вне очереди, движимый каким-нибудь алчным дознавателем, потирающим руки от предвкушения навара за «утерю» заявления о причинении телесных повреждений.

Может показаться, что взаимоотношения с преступниками и правоохранительными органами не имеют отношения к правам, конкретно жильцов, но это не так. Ведь, государство, навялившее нам обязанности вести придомовое хозяйство, обязано решить комплекс проблем с помощью расширения прав жильцов, так как, например нельзя отдельно рассматривать экономию на мусоре, дворниках, расходе тепла в подъездах, и использование их в качестве общественных туалетов и неуместных тусовок, подвыпившими подонками.

Как эффективно решать? – Вопрос к законодателям. Ну, например, скопилось некоторое количество вызовов правоохранителей на «точку» увеселений – автоматически назначается суд, выселение из квартиры, либо – демонтаж «попаприкладных» сооружений, по достижении необходимого культурного уровня у ночных «пивунов».

А как иначе собирать доказательную базу в суды, которые могут привлечь и самих истцов за незаконный сбор информации? Ведь, в последнем случае, все предельно ясно и подсудно, а в первом - необходимо муторно разбираться. И предложит хитромудрый суд - встречным делом, погасить уже начатый. И хотя бы - «при своих» остаться спорным сторонам, но на свободе. И соглашаются ведь истцы, чтобы «уйдя по шерсть, не придти стриженными».