Теория заговора - ГКЧП победил. Что дальше?

На модерации Отложенный

История не терпит сослагательного наклонения. Но иногда все, же достаточно интересно попробовать порассуждать на тему, что было бы если...

Например - победи ГКЧП, а не Ельцин.

Перед победившим ГКЧП встает ряд вопросов.

Вопрос первый.

Отпуск розничных цен.

Премьер Павлов весною 1991 года уже отпустил оптовые цены. Собственно следующий шаг - отпуск розничных. Так что цены были бы отпущены и без Гайдара. Самим ГКЧП. Тем более что только в апреле 1991 года правительство подняло цены в несколько раз - просто своим постановлением (официально на 40% и с компенсациями, на деле - более чем в 2 раза и практически без компенсаций. Просто потому что в правительстве не идиоты сидят и цены поднимают не для того чтобы компенсировать народу убытки от их роста).

Вопрос второй.

Финансирование ВПК.

Где в условиях дефицита бюджета размером в несколько десятков процентов ВВП каждый год брать те же самые несколько десятков процентов ВВП на финансирование огромной армии и огромного ВПК? Собственно содержание ВПК примерно и составляет это самый дефицит бюджета.

Вариант первый. Продолжать финансирование. Но тогда - исключительно за счет уровня жизни населения. Т.е. загнать всех не работающих на ВПК в полную задницу - вроде северокорейской. А для сокращения расходов - и всех работающих, только в задницу менее глубокую - типа китайской.

Вариант второй. Сократить на порядок (что и было сделано Ельциным). Но сокращение на порядок военных расходов влечет за собой вопрос того, что сокращение силы должно сопровождаться сокращением числа врагов. А значит если минус армия и ВПК - то необходимо «дружить» с Западом. Т.е. на повестке дня - все та же (вынужденная, замечу) Козыревская внешняя политика.

Что вам лично больше нравится - жить как северный кореец или иметь внешнюю политику а-ля Козырев? Голод или дружба с Западом? Я вот думаю, что на этом вопросе ГКЧП бы разошелся внутри самого себе - как и на следующем. Очень жестко разошелся. Армия тянула бы в свою сторону, «экономисты» - в другую.

Но поскольку налицо ГКЧП - т.е. держащийся на армейских в первую очередь штыках режим чрезвычайного положения - победа осталась бы за армией. Так что здравствуй Северная Корея.

 

Вопрос № 3.

Что делать с СССР?

Экономический разрез - СССР по факту - банкрот. Уже в 1991 году он оказался не способен осуществлять платежи по иностранным кредитам. И только распад спас сверхдержаву от официального объявления банкротом. Но поскольку ГКЧП должно было сохранять СССР - то он бы был официально объявлен банкротом. В целом не страшно. Но все-таки, какой удар по престижу страны (и ГКЧП - которому пришлось бы нести за это ответственность, ведь объявлено при них - с одной стороны, а с другой - кредиты брались ими же).

Политический. Что делать с Прибалтикой? Можно, конечно, задавить танками - тем более опыт был (вильнюсский). Но тогда - прощай хорошие отношения с Западом, а с ними и возможность сократить расходы на ВПК. Значит - здравствуй Северная Корея. Допустить ассоциированное членство - значит поставить и без того хлипкий СССР перед угрозой развала. Все остальные республики мигом захотят того же. А отпустить из состава не дают идеология и понимание того, что раз запущенный процесс уже не остановишь. Так что - держать силой.

Вопрос № 4.

Что делать с вкладами в Сбербанке.

Ведь Сбербанк - банкрот. Все деньги населения истрачены на финансирование дефицита бюджета СССР. Вариант - для гарантии заморозить вклады, дав инфляции после отпуска розничных цен смолоть их в труху. Никаких отличий от Ельцина.

Вопрос № 5.

Что делать с побежденными?

Их ведь много. Самое лучшее - пустить немного крови, но на всех уровнях, чтоб боялся каждый. И строго предупредить, что КГБ бдит за каждым. С другой стороны кровь в Прибалтике все равно пускать - так какой смысл в минимализме?

То есть получается, что победа ГКЧП = Северокорейский уровень жизни народа.