Утро "финиковой революции": час перед рассветом
Многие египтяне стали задумываться над вопросом: что лучше - сытая стабильность или голодная свобода
Волна революций, прокатившаяся с начала этого года по североафриканским и ближневосточным странам, дала начало давно назревавшему процессу обновления в этих обществах. Многомиллионный Египет стал вторым после маленького Туниса в этом движении за преобразования и лучшую жизнь для будущих поколений, и, в первую очередь, для тех, кто родился и вырос в годы правления ушедшего в отставку президента Мубарака. Управление государством сейчас передано в руки военных до ближайших выборов в парламент этой осенью, что нисколько не затормаживает ход перемен, идущих в Египте ускоренными темпами. Всё происходящее внутри страны, равно как и настроения, царящие в египетском обществе, указывают на осознанность и правильность смены курса, случившегося месяц назад. Даже невзирая на убытки, которые сильно ударили по туристической отрасли и промышленности, сосредоточенной вокруг неё. Ведь они в прямом смысле кормили до недавнего времени большую часть населения. Это заставило встрепенуться многих и не на шутку напугаться за правильность выбранного курса: что лучше - сытая стабильность или голодная свобода. Противоречия по этому поводу возникли как-то сами собой между представителями разных поколений. Одним нужен был порядок и спокойствие, другим хотелось самоутвердиться в меняющемся мире. Но все сходятся в одном: без туризма стране пока ещё не выжить. А что было лучше, покажет время. И многие египтяне склоняются к тому, что лучше все-таки третий вариант - сытая свобода...
Как и следовало ожидать, наутро после революции в Египте от эйфории не осталось и следа. Египтяне, ранее воодушевленные собственными силами и осознанием, что вот так, за каких-то две с лишним недели можно поменять тридцатилетнюю власть одного человека, теперь до неузнаваемости изменились в лице. Что это за смешанное чувство? На самом деле, пока не берется объяснить никто. Примечательным здесь будет замечание одной семьи российских археологов, посещавших Египет на протяжении восьми лет. Мы побеседовали буквально пару дней назад, когда они в очередной раз вернулись из Санкт-Петербурга. Первое, что было ими замечено - у египтян пропал блеск в глазах, они стали понурыми, и неведомо куда исчезло то незатейливое озорство, с которым они привыкли встречать и начинать разговор с абсолютно любыми гостями их древней страны. Нетрудно заметить, что сейчас они замкнуты, молчаливы и задумчивы. Над чем же они думают, как собираются дальше жить, вот что сегодня волнует наблюдателей внутри страны и за её пределами.
Будучи знаком с ситуацией изнутри, могу сказать, чем же так озадачены сегодня египтяне. Их волнуют два вопроса: правильно ли все рассчитали, начиная задуманное, и смогут ли теперь добиться того, на что замахнулись. Большинство людей, с которыми довелось пообщаться до, во время и после революции, едины во мнении: это делалось не ради того, чтобы показать всему миру и соседям, как можно добиться ухода действующей власти в кратчайший срок, но ради того, чтобы запустить давно запоздалые реформы в собственной стране. В первую очередь - переориентировать экономику с сугубо туристической на разветвленную, многоотраслевую, диверсифицировать ее так, чтобы появились новые рабочие места для огромной армии образованных людей в разных отраслях.
Можно долго удивляться, но Египет, вроде бы туристическая страна, обладает самым высоким числом работников с дипломами о высшем образовании. И многие из дипломированных специалистов (медики, инженеры, педагоги) вынуждены работать в курортной части Египта в качестве официантов, барменов, уборщиков, массажистов, прачек, озеленителей. Об этом факте, пожалуй, знают все когда-либо отдыхавшие в местных отелях, - и наши соотечественники-россияне, и европейцы и американцы. Видимо, поэтому, никто из туристов уже давно не удивляется, если кто-нибудь из обслуживающего персонала, будь то официант или человек, убирающий в номере, может запросто оказаться, например, стоматологом. Видом они не покажут и не выдадут себя, разве если турист сам не затронет вопрос образования. И пообщавшись, будет сильно удивлен и уровню знаний, и интеллектуальным способностям. Именно такими вот образованными людьми и была начата революция в марте. Прежний режим смог дать им хорошее образование, но не смог предоставить адекватные профилю рабочие места.
Свое «нет» президенту Мубараку в марте сказал и Хани Аль-Фатхи - обычный работник из числа обслуживающего персонала одного из отелей города Шарм-эль-Шейха. У него такая же история, как и у всех его друзей. Двадцать пять лет, физиотерапевт по образованию, хорошо владеет английским. Хани следит за порядком на прибрежном пляже, по совместительству являясь спасателем на этом же пляже. Мечтает работать по специальности, но пока обстоятельства вынуждают заниматься его не своим делом.
- Сегодня многие начинают призадумываться, а нужно ли было всё это затевать в марте, - рассуждает Хани Аль-Фатхи. - Да, нужно! И какие тут могут быть размышления, если мы родились и выросли при этих президентах и боялись, как бы, не состарились при них. И никто лучше нас не может знать реальных вещей на Ближнем Востоке и в Северной Африке. У меня много друзей моего возраста в Тунисе и в Ливии и все они согласятся со мной, так же как и я поддерживаю их. Нам были нужны эти перемены, мы их очень долго ждали. Мы пока не совсем понимаем что происходит, но нам нужен был этот глоток свежего воздуха. Теперь мы свободны и хотим принимать участие в обновлении нашей страны. Мы так же ждем сентября и нам не важно, как будет называться новый лидер. Может быть правление возьмет в свои руки парламент, главное, чтобы наша страна была не только хорошим местом для отдыха иностранных туристов, но и государством с достойным уровнем существования для своих граждан. Для этого не обязательно, чтобы вся страна работала только на туристический сектор, необходимо развивать остальные сферы экономики.
На самом деле, от безвыходности многим молодым людям, подобным Хани, сегодня приходится оставлять крупные центры, такие, как Каир, Александрия и Асуан, в поисках заработка, на время забывая о карьере. Как говорят полушутя-полусерьезно представители египетской молодежи, слава Б-гу, что он подарил им Красное Море, Нил, Синай и...Шарм-эль-Шэйх, куда стекаются туристы со всего мира, хоть ненамного поднимая уровень жизни в этом городе за счет оставляемых тут денег. Но пока это никоим образом не сказывается на тысячах молодых образованных ребят, чей заработок по-прежнему не превышает 1000 египетских фунтов, что приблизительно равно 200 долларам США. Главное, что может предложить им курортный Шарм-эль-Шэйх, - это гарантированное рабочее место, не всегда хорошо оплачиваемое, но компенсирующее это множеством разных приятных льгот за счет отелей: проживание, питание, транспорт. И городу сейчас как никогда требуются новые силы, тем более что с апреля многие страны, в том числе и Россия, сняли наконец-таки двухмесячный запрет на посещение своими туристами курортов Египта.
Первые туристы из Европы и России заметили, что египтяне как-то приуныли с момента мартовских событий, нацеленных на обновление общества и страны. Замечают это и сами египтяне, осознавая, что начинать любое дело всегда непросто, тем более - такой исторической важности. Никто и не надеется, что процесс будет быстрым, принимая во внимание характер революции и специфику места, где она произошла. Восток - не Европа. Постреволюционный синдром с присущим ему коротким периодом упаднических настроений и затишьем, логично пришел на смену всеобщему народному ликованию. Следующая фаза - фаза подъема - уже на подходе. Никто не знает, когда она наступит, но она придет. И, похоже, все признаки уже налицо, тем более, если следовать излюбленной арабской пословице - самый темный час - час перед рассветом.
PS. Заключение под стражу бывшего президента Египта и двух его сыновей, Гамаля и Аля, подтверждает версию автора о том, что египтяне желают довести начатое до конца. Основные обвинения в отношении бывшего главы государства - злоупотребление служебными полномочиями в личных целях. Его сыновей подозревают в возможной причастности к коррупции и кровавому подавлению антиправительственных демонстраций в начале года. Ранее за коррупционные преступления уже был взят под стражу или домашний арест целый ряд бывших высокопоставленных чиновников, в том числе бывшие министры финансов, туризма, жилищного строительства, информации, а также глава МВД и один из ключевых сотрудников администрации Мубарака - главе его канцелярии Закария Азми. Египтяне решили очиститься от прошлого. И идти вперед.
Комментарии
а голодный в свою очередь сытого.
У голодных блеск в глазах пропал и неизвестно появится ли,
а вот сытые все остались при своих интересах.
Впрочем,как и везде,где боролись за "свободу" и "демократию"
"Ну пробил головой стену, ну и что? Неужто в соседней камере лучше?"