Завершён раунд переговоров ТС с ЕАСТ

В Казахстане завершён очередной раунд переговоров Таможенного союза с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), а также с Новой Зеландией. По сути речь идет о формировании нового международного экономического сообщества.

У входящих в ЕАСТ Швейцарии, Норвегии, Лихтенштейна, Исландии открыты товарные «зелёные коридоры» с рядом других государств; у Новой Зеландии – почти со всеми тихоокеанскими странами, включая Австралию и Китай.

Зона свободной торговли Союза с партнёрами по переговорам приведёт к формированию международных торгово-экономических режимов, а впоследствии – таможенно-экономических блоков.

Сегодня, как заявил руководитель переговорной делегации ТС Максим Медведков, в этом заинтересованы более десяти стран. В стадии реализации – проекты с ЕАСТ и Новой Зеландией, а также Вьетнамом, Египтом, Монголией, Сирией.

Если эти страны станут переходить на взаиморасчёты в национальных денежных единицах, сфера влияния нынешней корзины мировых валют на экономику неизбежно сузится. Но многое здесь будет зависеть от цен на товары взаимной торговли.

Известно, что практически все международные расценки ориентируются на доллар США и в меньшей степени на евро. Если же группа стран перейдет на «свои» взаиморасчёты, в том числе бартерные, то наряду с очевидными выгодами такой системы для участников усилится их финансово-экономическая обособленность, появятся проблемы в торговых связях с развитыми государствами и их денежными институтами, может возникнуть угроза дискриминации товаров и услуг. Поэтому все составляющие таких зон придется тщательно просчитать.

«Соглашение о свободной торговле между Таможенным союзом и ЕАСТ создаст благоприятные условия для передвижения товаров и привлечения капиталов, технологий в рамках общего экономического пространства, усилит конкурентоспособность стран-участниц, позволит углубить сотрудничество между нашими и европейскими предпринимателями – в том числе в таких сферах, как прямые инвестиции, инжиниринг, переработка, фармацевтика», – такова точка зрения и. о. министра экономического развития и торговли Казахстана Жанар Айтжановой.

С ней солидарен Максим Медведков.

Интерес к свободной торговле с ТС, по данным Минэкономразвития, проявляет Бельгийско-Люксембургский таможенно-экономический союз (БЛЭС). Так что фактически речь идёт о постепенном формировании нового международного экономического сообщества, и первый этап – те самые зоны свободной торговли.

Преимущество такого рода конструкций в том, что большинство участников заинтересованы в беспошлинном импорте, в частности – применительно к продукции ТС – промышленного, транспортного, энергетического оборудования. По экспертным расчётам, если будет введен режим свободной торговли с Вьетнамом, Египтом, Монголией и Сирией, то объем промышленного экспорта России и Белоруссии увеличится в разы. Стало быть, возникнут тысячи новых рабочих мест, повысится загрузка мощностей, что, в свою очередь, благотворно скажется на социальной сфере.

В то же время страны ТС нуждаются в прямых капиталовложениях, современных технологиях, некоторых сырьевых товарах. Такой спрос, опять-таки в рамках свободной торговли, вполне могут удовлетворить ЕАСТ, БЛЭС, Новая Зеландия, а по ряду позиций – те же Вьетнам, Египет, Монголия, Сирия. Важно отметить, что интересы участников международных зон свободной торговли долговременны.