Россия поможет Белоруссии по рецепту МВФ
Посол РФ в Минске объявил о скором предоставлении займов, но «не на проедание, а на развитие».
Посол России в Белоруссии Александр Суриков подтверждает, что Россия готова выдать Белоруссии кредит для стабилизации ее финансовой системы. Как известно, последние несколько недель в Белоруссии разворачивается жесточайший финансовый кризис. Ажиотажный спрос на валюту в Белоруссии на фоне рекордного дефицита внешнеторгового сальдо истощил золотовалютные резервы страны. Национальный банк Белоруссии был вынужден ввести ряд ограничений на валютном рынке, в том числе прекратил продажу за белорусские рубли слитков из драгоценных металлов, которые стали пользоваться высокой популярностью у населения в условиях дефицита валюты. На неопределенный срок была легализована двойственность обменного курса белорусского рубля. Но в результате эти меры еще больше подорвали доверие населения к национальной валюте.
В такой ситуации Белоруссии срочно требуются кредиты для стабилизации национальной валюты. Еще в марте Белоруссия обратилась к правительству РФ за кредитом в 1 миллиард долларов и к антикризисному фонду ЕврАзЭС за кредитом в 2 миллиарда долларов. Национальным банком объявлен мораторий на любые регулятивные изменения на валютном рынке до получения кредита от России. Ну а после получения стабилизационных кредитов Нацбанк рассчитывает выровнять разницу между официальным и неофициальным курсами белорусской валюты уже исходя из рыночных торгов на бирже.
И вот российский посол подтверждает, что принципиальное решение о выдаче таких кредитов Белоруссии принято. «Сейчас будут стабилизационные кредиты: кредит на миллиард долларов от России и на 2 миллиарда долларов из антикризисного фонда ЕврАзЭс. Эти кредиты выдаются не на проедание, а на развитие ситуации в белорусской экономике», - заявил Суриков в Минске на встрече с белорусскими студентами.
Оговорка на счет «проедания» была сделана Суриковым явно не случайно. Известно, что многие годы Россия фактически дотировала Белоруссию за счет льготных цен на газ и нефть, что, впрочем, не мешало регулярно возникать конфликтам между официальными Москвой и Минском. Но даже в прошлом году, несмотря на очередной весьма ожесточенный конфликт, Россия опять оказала Белоруссии помощь и льготными ценами на нефть, и предоставлением полуторамиллиардного кредита. Причем еще около $ 3,5 млрд Белоруссия сумела получить и от МВФ. Правда, все эти кредиты не сильно помогли белорусской экономике и нынешнего кризиса не предотвратили.
Поэтому сейчас Москва, в принципе выражая готовность помочь Белоруссии, пытается обговорить эту помощь рядом условий. В то же время она хотела бы избежать упреков со стороны официального Минска о чрезмерном внешнем вмешательстве в вопросы белорусской экономики. Поэтому заявления Сурикова об условиях предоставления кредитов, как от России, так и от Антикризисного фонда ЕврАзЭС звучали очень обтекаемо. В частности, комментируя ситуацию с курсом валют в Белоруссии, Суриков сообщил, что в требованиях российской стороны по выделению Белоруссии кредита нет пункта о необходимости унификации различных курсов. «Требования по унификации нет, ведь никто не думал, что Белоруссия вернется к ситуации с несколькими курсами. Речь шла о девальвации, постепенной или разовой, но правительство Белоруссии и Нацбанк пошли на такие действия», - заметил российский посол.
«Российское условие в том, чтобы те заимствования, которые Белоруссия осуществляет, в том числе в России, послужили развитию, снижению дефицита платежного баланса, выходу на положительное сальдо платежного баланса в перспективе, - сказал Суриков. - Разные курсы не препятствуют, но и не улучшают ситуацию, так как ведут к увеличению цен». По словам посла, условия предоставления Белоруссии кредитов на 3 млрд долларов не содержат прямого требования о девальвации белорусского рубля. «Напрямую - нет. Есть вопросы, связанные со стабилизации денежно-финансовой системы, но это подразумевается и обсуждается в рабочем порядке», - сказал Суриков. При этом он отметил: «Кстати, белорусы уже начали движение к девальвации, но, по-моему, вчера остановили». «Видимо, появилась уверенность, что другими способами можно будет стабилизировать ситуацию в денежно-кредитной сфере», - продолжил посол.
Суриков также отметил, что согласованная правительством РФ программа реформ в экономике Белоруссии, на которую, в том числе, будут направлены российские госкредиты, не предусматривает каких-либо количественных критериев, например в уровне девальвации или сокращении расходов бюджета. «Сумма действий по стабилизации и дальнейшему развитию, выравнивание экономики с социальной сферой и погашение, естественно, этих кредитов», - назвал Суриков концептуальные принципы программы реформ, которые будут поддержаны российскими кредитами. «Количественных критериев нет», - добавил посол.
Более прямолинеен был ранее министр финансов РФ Алексей Кудрин, заявивший, что Россия готова оказать помощь Белоруссии в связи с платежным кризисом в стране, но только в том случае, если правительство республики будет готово продолжить реформы.
После встречи со своим белорусским коллегой, Кудрин уточнял, что еще «нужно будет пройти процедуры Антикризисного фонда ЕврАзЭс и в этом смысле будет также задействована рабочая группа антикризисного фонда, в которой будет принимать участие Казахстан и другие участники антикризисного фонда».
По словам российского министра финансов, рабочая группа фонда также может сделать свои замечания к материалам по кредитам. Ранее Минфин сообщил, что согласовал предложенные Белоруссией меры экономической политики на среднесрочную перспективу. Согласование экономических мер является одним из этапов принятия решения о предоставлении кредитов Белоруссии. Зная монетаристские в целом взгляды Алексея Леонидовича, нетрудно предположить, какие именно экономические меры он ждет от белорусской стороны.
К тому же МВФ также недавно предлагал Белоруссии программу помощи, которая основывалась на стандартных для этой организации рецептах, хорошо известных в России по 90-м годам: замораживание зарплат, сокращение бюджетных расходов, срочная приватизация государственных активов ( в том числе и наиболее привлекательных) и другие. Кудрин, разумеется, полностью одобрил весь этот предложенный МВФ набор мер, подвердив, что это может стать условием для выделения кредитов.А заместитель Кудрина Сергей Сторчак со свое стороны призвал Белоруссию активнее привлекать доходы через продажу госкомпаний: «Проблему дефицита текущего счета можно решать и с помощью приватизации. Это может быть солидный источник пополнения международных резервов и, соответственно, поддержки национальной валюты».
Белорусские власти в целом, уже сами задумались о продаже акций газотранспортного монополиста «Белтрансгаз», 50% акций которого принадлежит российскому «Газпрому». Кроме того, Белоруссия выставит на международные торги 51%-ный пакет в совместном с российской МТС предприятии. А белорусский президент Александр Лукашенко говорил, что готов уступить контроль в газотранспортном монополисте в обмен на низкие цены на энергоносители. И вот теперь Александр Суриков и заявляет: «Нет попыток со стороны России отказать в кредите. Все остальное - технические вопросы».
Ситуацию для КМ.RU комментирует заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ — ВШЭ Андрей Суздальцев:
- Ситуация в экономике Белоруссии действительно суперкритическая, фактически налицо системный кризис всей «белорусской модели», которой так гордился Александр Лукашенко, а его пропаганда еще и ставила ее в пример для той же России. На самом деле, основная часть белорусских производств (в большинстве своем остающихся в госсобственности) — это сборка. То есть Белоруссия вынуждена импортировать комплектующие, чтобы реализовать на экспорт готовую продукцию. Основной рынок, где она могла свою продукцию реализовывать — это Россия. Украина, другие страны СНГ в меньшей степени — но там все больше потребители склоняются к закупке импортных аналогов белорусской продукции. В результате у Белоруссии образовался огромный перекос во внешнеторговом сальдо — чуть ли не 17% ВВП!
Республика получает все меньше валютной выручки - а население уже привыкло (как некогда и в России) перечислять свои заработки в валюту. Отсюда и бешеная девальвация национального белорусского рубля. Очень сомнительно, что в этой ситуации помогут обещанные кредиты и России, и Антикризисного комитета ЕврАзЭС. Как не помогли ни прошлогодние российские кредиты, ни льготные скидки на нефть для белорусских НПЗ, ни кредит МВФ.
Что же выдвигаемых условий Кудриным в стиле МВФ, то они, в принципе логичны — только в случае с Белоруссией особого смысла не имеют. МВФ ведь тоже свои условия выдвигал — ну и что? Это типичная для белорусских властей манера вести переговоры — они будут соглашаться на все, а получив деньги, сделают все по-своему. Это для белорусской элиты уже стало «фирменным стилем». Причем Кудрин, это конечно, понимает. Но и он, и в еще большей степени Суриков, по причинам политического характера, вынуждены обещать Белоруссии финансовую помощь. Причем, в конце концов, ее, конечно, дадут, в глубине души отлично понимая, что отдачи от этих кредитов все равно не будет.
Даже если будет предоставлена со стороны Белоруссии возможность покупки акций ее предприятий — это, по большому счету России все равно ничего не даст. Такова белорусская специфика. Ну вот, в «Белтрансгазе» 50% акций у «Газпрома» - и что? Все равно компания полностью подконтрольна Лукашенко, а «Газпром» даже не относит ее к своим активам. То же будет и с Мозырским и Новополоцким НПЗ, даже если 100% их акций купят россияне. Все равно, раз они на белорусской территории, они реально будут принадлежать Лукашенко. Вспомним, что нефтепровод « Ямал-Европа» вообще в 100%й российской собственности. Но, поскольку он на белорусской территории, Лукашенко может его перекрыть в любой момент.
Комментарии