Государственные запасы зерна оказались никому не нужны
Биржевые торги зерном из госзапасов сокращаются из-за падения спроса. От прямого распределения фуражного зерна регионы тоже отказываются. В Российском зерновом союзе (РЗС) считают, что хозяйства и местные власти изначально преувеличили потери от прошлогодней засухи.
Начиная реализацию продовольственного зерна государственного интервенционного фонда (ГИФ) через биржу, правительство предполагало, что торги будут проводить два раза в неделю, продавая за месяц не более 500 тыс. тонн. Но в апреле торги прошли лишь дважды, и на них удалось реализовать всего 24,2 тыс. тонн зерна. Последний аукцион состоялся 20 апреля всего в двух регионах — в Татарии и Башкирии. В целом на торгах из выделенных 2,4 млн продана лишь треть.
Причина понятна: рыночные цены упали ниже минимальных, установленных для торговли зерном ГИФ, объясняет директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Покупать на рынке стало выгоднее.
Другую причину эксперты видят в попытках государства административными мерами ограничить рост потребительских цен. Стоимость муки со своего пика в начале года упала, например, в Алтайском крае на 30%. Значительная часть мукомольных предприятий последние два месяца была вынуждена работать себе в убыток, утверждает Олег Суханов из Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).
Даже на зерно из запасов ГИФ, распределяемое вне биржевой торговли по ценам его закупки в 2008–2009 годах, все меньше и меньше претендентов. Столичные регионы из 0,9 млн тонн, определенных им «секретным» декабрьским распоряжением правительства, получили и оплатили менее 0,7 млн. По данным, подготовленным Россельхозбанком к недавнему совещанию у первого вице-премьера Виктора Зубкова (есть в распоряжении «МН»), хуже всего осваивают выделенные квоты Московская область (недобор 142 тыс. тонн, или 56% от положенного) и Санкт-Петербург (79 тыс. тонн, или 13% квоты). От своих квот, по данным Объединенной зерновой компании (ОЗК), фактически отказались Курская, Самарская, Новосибирская области и Ставропольский край.
Фуражное зерно, распределяемое по такой же схеме, отдаленные регионы тоже не берут, рассказывает президент РЗС Аркадий Злочевский. Расходы на транспортировку делают его неконкурентоспособным по сравнению с местной продовольственной пшеницей. ОЗК подтверждает, что заявки на льготный фураж получены от 75 регионов, но соглашения в итоге подписали лишь 58. «Правительству будет трудно понять такую пассивность: целый год выбивали зерно, а когда выделили — отказались», — полагает Суханов. По оценкам ИКАР, по разнарядке будет распределено, возможно, меньше 1,8 млн тонн.
«Спрос на зерно ГИФ практически закончился», — констатирует Злочевский и предполагает, что в фонде останется около 5 млн тонн (в начале года было 9,6 млн).
Такую же оценку остатков ГИФ дают в ИКАР.
В РЗС объясняют низкий спрос на зерно большими неучтенными запасами в регионах. «В прошлом году попрятали особенно много, под предлогом засухи можно было списать «сгоревшие» посевные площади», — объясняет глава зернового союза. По его словам, «сейчас статистика по железнодорожным перевозкам показывает, что отгрузка зерна из некоторых регионов-«погорельцев» в три-четыре раза превышает объем ввоза». Назвать эти территории он отказался. Производство зерна в прошлом году РЗС оценивает в 63 млн тонн (по официальным данным, 60,9 млн), а с учетом припрятанного — 66–67 млн тонн. По самым консервативным оценкам РЗС, к июлю в России переходящие запасы зерновых составят 19,4 млн тонн.
«Запасы превышают все разумные пределы», — считает Злочевский, подчеркивая, что в прошлом году они равнялись 14,4 млн тонн. Особенно велики ресурсы на юге России. Неудивительно, что именно здесь цены падают наиболее быстро. «На Северном Кавказе стоимость пшеницы IV класса упала ниже психологически важного барьера, до 4917 руб. за тонну», — бьет тревогу эксперт. А самую значительную динамику падения, по словам Злочевского, можно наблюдать «в таком сильно «погоревшем» регионе, как Поволжье».
Поддержать стабильность на рынке способна частичная отмена эмбарго на экспорт, убеждены в РЗС. Без этого нам «гарантировано опускание цен на уровень прошлого сезона, когда она колебалась в районе 3 тыс. руб. за тонну», прогнозирует специалист. Экспортный потенциал Злочевский оценивает в 15 млн тонн.
Переоценили в РЗС и размеры внутреннего потребления. Официальную оценку в 77 млн тонн там считают завышенной. За последнее десятилетие наши потребности лишь однажды немного превысили 74 млн тонн — в 2002 году. В прошлом году, по данным Росстата, нам хватило 67 млн тонн. «Идет устойчивое сокращение потребления хлебопродуктов населением. А в связи с повышением эффективности производства сокращается и потребление зерна на корм животным», — объясняет глава РЗС.
Но Андрей Сизов считает, что скрытые запасы не столь велики. Он не исключает, что уже в мае рыночная цена на зерно достигнет дна и пойдет вверх. «Запасы у покупателей не столь велики, как они пытаются представить. Основной фактор снижения цен — внебиржевое распределение зерна ГИФ — в значительной степени себя исчерпал. Покупатели уже сейчас стали появляться на рынке», — предупреждает эксперт. Поэтому он не исключает, что спрос на госзерно еще вырастет.
Комментарии
а теперь рыночная http://rusfoto.net/img3320.htm экономика...
пусть сгниет, но по "дешевке" никому не отдам... Как-то так.....
Наивняк (или хуже - вредитель)! На оперативное решение вопроса об зерновых интервенциях историей было отведено времени в пределах 2-3 мес., а он удивляется, что через год зерно не востребовано!
Зерновой кризис был создан биржевыми спекулянтами, неплохо погревшими руки. К сожалению, тенденции к снижению стоимости мучных и хлебобулочных изделий нет и не предвидится. Все, кто пасется в этом бизнесе от сверхприбылей не откажутся
Вчера был у знакомого в СПК, он взял в долг фураж по 12000 рублей за тонну.
Никто не заботится в верхах о благополучии государства - на него (на государство) смотрят как на объект для наживы и не больше.
а она ему и отвечает человеческим голосом - я ему хлеба кину а он не ест - не хочет наверна ...
я думаю тут половина вранья , наверняка они прекрасно понимают почему сложилась такая ситуация - но то что они сами виноваты в этом никогда не сознаются....