Федеральному центру приходится платить репарации Чечне

Теперь республика хочет получить почти полтриллиона рублей из казны.

Чечня намерена получить (кто сказал - заработать?) почти полтриллиона рублей из российской казны. Власти республики собираются потратить 498 миллиардов рублей, а точнее, 498 миллиардов 289 миллионов 355 тысяч 960 рублей, на социально-экономическое развитие до 2025 года. Соответствующий проект направлен в Министерство регионального развития РФ.

При этом уже сейчас федеральная программа помощи Чечне предусматривает выплаты на текущий год в размере 18,4 млрд рублей. Если принять предложения республики, сумма увеличится более чем вдвое - до ежегодных 38 млрд рублей. «Независимая газета» в результате собственных подсчетов представила другую цифру: средние ежегодные дотации Чечне в случае принятия программы должны составить порядка 45,2 млрд рублей. Кроме того, сообщило издание, консолидированный бюджет Чечни составляет 61,4 млрд рублей, а ее собственные доходы – лишь 6,4 млрд рублей. Короче, Чечня хочет получать денег в семь раз больше, чем ее собственные годовые доходы.

Вопрос «Не многовато ли?» задавать вряд ли стоит. На него исчерпывающе ответил еще в 387 году галльский полководец. «Vae victis!» («Горе побежденным!») - говорил он римлянам, но для нас это тоже актуально. Де-факто Чечня победила Россию, став полностью моноэтнической республикой. Нам, не чеченцам, вход туда заказан, что бы ни говорилось на словах. А проигравшие платят за все, это даже эксперты признают. Так, руководитель отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов считает, что озвученная полутриллионная сумма свидетельствует о растущих аппетитах чеченских правителей. «Федеральному центру, по сути, приходится платить репарации правительству Чечни. На восстановление денег, действительно, нужно много, но проблема по-прежнему в том, как проконтролировать их расход», - говорит он. Однако, несмотря на «мелочи», полагает Арутюнов, после некоторого торга Москва может согласиться на все условия.

Да и как не согласиться после таких, например, заявлений Рамзана Кадырова: «Независимость не принесла нам ничего, кроме бед. Я не хочу независимости Чечни от России». Действительно, неразумно было бы «хотеть», особенно с учетом «особых» отношений с федеральным центром, при которых лучше потерять Сибирь с Дальним Востоком, чем маленькую, но гордую республику. Кстати, о Сибири.

Во время моих неоднократных командировок в Чечню я поначалу искренне удивлялся: когда речь заходила про Сталина, там в адрес вождя не произносилось ни одного худого слова. Уважают, во-первых, за силу, во-вторых, за то, что выслал в Казахстан, а не в Сибирь – замерзли бы. Кстати, видимо, «на всякий случай» чеченский парламент предлагает внести поправку в действующее законодательство с тем, чтобы заключенные отбывали наказание в ближайших к месту жительства регионах. В документе особо подчеркивается: осужденные направляются для отбывания наказания «в отдаленные труднодоступные северные районы РФ, расположенные на расстоянии нескольких тысяч километров от места их проживания». Это, считают чеченские законодатели, негативно отражается на здоровье осужденных из ЮЖНЫХ районов. Таким образом, под соусом «гуманизации» порочный круг замкнется окончательно. Сейчас преступники укрываются в горах «просто так», а после принятия поправок станут «отсиживаться» на законных основаниях. Или кто-кто сомневается, что чеченская тюрьма для местных – далеко не самый худший вариант?

«Проекты нужно не только направлять в федеральное правительство. Каждое министерство обязано защищать свои программы. Без этого мы не достигнем нужных результатов», - говорит Рамзан Кадыров. Ничего не попишешь – придется смириться.