Белоруссия: последний колхоз Европы
Авторитарных режимов в мире сегодня больше, чем традиционных западных демократий. Часто кажется, что эти режимы защищают своих подданных от превратностей мировой экономики лучше, эффективнее, чем другие, демократические правительства. Иногда даже кажется, что, может быть, такие оазисы спокойствия, социальной справедливости и господдержки больше отвечают интересам простого человека, чем сокращающие госрасходы Великобритания или США.
Таким оазисом до кризиса была Белоруссия. Ее президент Александр Лукашенко твердо поддерживал аграриев, защищал свои национальные рынки, увеличивал количество рабочих мест и даже как-то боролся со скромной коррупцией. В нашей сельской глубинке на Лукашенко чуть не молятся до сих пор: вон как в белорусских селах живут. Там и твердые закупочные цены, и субсидии три раза в год, и почти бесплатные кредиты. Не жизнь — сказка. Сказка была и у горожан — цены не растут, зарплаты выплачивают регулярно, потребительские кредиты с каждым днем становятся все доступнее и доступнее.
Проблема в том, что глобальная экономика — капиталистическая по сути — беспощадна к таким оазисам и сказкам. Пока все хорошо на мировых рынках, оазисы получают поток недорогих денег в твердой валюте и могут на повышенных тонах ругать слабые и либеральные демократии. Но когда все идет прахом, рынки валятся в пропасть, инвесторы, как табун диких лошадей, мечутся между золотом, нефтяными фьючерсами и бондами — оазисы мгновенно превращаются в нищие автаркии. Не способные поддержать уровень жизни граждан на прежнем уровне и не способные адаптироваться к изменившимся условиям.
Тут у автаркических оазисов и наступает «точка невозврата». Можно меняться самостоятельно, без давления изнутри, со стороны оппозиции, или извне, со стороны международного сообщества.
Но на это мало кто готов. Можно ждать, пока оголодавшее население придет на площадь за своим повышенным социальным стандартом. Так случилось с Тунисом или Египтом. А можно постараться переждать тяжелый момент, подтянуть пояса и дожить до новой мировой фазы роста, которая принесет и новые потоки ликвидности, и новых инвесторов. Так и пытаются поступить власти Белоруссии или, к примеру, Сирии.
Сирии тяжелее — соседи беднее, чем она, да и дружественной региональной сверхдержавы под боком нет. А вот у Лукашенко может получиться. Эхо от взрыва в метро не докатилось до обменных пунктов Минска, но поставило чахлую белорусскую оппозицию в положение людей уже осужденных, но пока не арестованных. Так что площади Тахрир в Минске не будет. Как бы ни дорожала еда — на три или даже четыре месяца ее хватит. А там будет новый урожай, картошка и огурцы с приусадебных участков, а может, и самогон. Табак можно купить или попросить в долг у России. Сахар — у дружественной Кубы.
Дальше в России будут выборы. И спасительный кредит — на $500 млн, как запланировано в поправках в наш бюджет, или на $3 млрд, как хотели бы в Минске, — никуда не денется от Лукашенко. Потом будет зима и вторые выборы в России, а значит, и без мазута белорусы не останутся. Москве придется отрезать еще немного суверенитета? Лукашенко не привыкать — он торгует им уже двадцать лет, и пока что не отдал Москве ничего существенного. Так что волноваться не о чем: сказка, может быть, и не кончилась. Если не думать о самом плохом. Рано или поздно встанет другой вопрос — кому сдать Белоруссию, когда мягкий авторитарный режим в Москве, по сути, такой же оазис, только нефтяной, сам не выдержит удара глобальных рынков?
Комментарии
И правительство - не оккупационное.
А колхозы не только в Белоруссии, но и в Израиле.
Наш колхоз -организация,созданная государством и им управляемая,
читай государственный завод.
Разница огромная
"Родился в Москве в 1979 году. Закончил факультет государственного управления МГУ. Работал пиарщиком делового центра «Москва-Сити» и правительства Москвы. Занимался рекламным бизнесом. С 2006 по 2008 годы – советник министра сельского хозяйства РФ", -
лезут своим свиным рылом в калашный ряд.
Это я про автора статьи Костю Гаазе. Вот ведь фрукт! На всё у этого колхозника-пиарщика-топ(недаделанного)менеджера есть мнение. Без его пяти копеек даже скучно!