Политическое будущее для Владимира Путина

На модерации Отложенный

В ожидании 2012 года премьер-министру России Владимиру Путину приходится взглянуть в лицо истинному положению вещей: Накал негативных социальных настроений еще не достиг предела, ведущего к социальному взрыву, но ощутимо нарастает в течение последних двух месяцев;

Резкий рост протестных настроений в России зафиксировали социологи фонда "Общественное мнение" (ФОМ). Число недовольных граждан, готовых участвовать в акциях протеста, с конца февраля выросло на 9% - с 40% до 49%.

Увеличилась, хотя и не так заметно (на 3%), доля россиян, готовых выйти на акцию протеста в ближайшее воскресенье - по данным на 23 января таких насчитывалось 21%, а на 20 февраля - 24%.

Ошеломляющий рост цен на продукты первой необходимости, на услуги ЖКХ, на газ и электроэнергию, на транспортные расходы, на бензин не могли не отразиться на барометре народных настроений. А тут еще арабы зажигают народ своим примером - восстали и за пару недель свергли надоевших за многие десятилетия вождей.

Между тем, запрятав голову в песок, единороссы не хотят замечать подрагивания крышки на котле народного гнева. "Такой сценарий в России невозможен, так как у нас для этого мало арабов", - сказал "Газете.Ru" председатель общественного совета при президиуме генсовета "Единой России" Алексей Чеснаков. Возможно, что он подразумевал: "зато предостаточно рабов!"

В России мало арабов, но много рабов?

Главные причины негативного настроя масс не поддаются "лечению" с помощью "ручного управления". Официальные цифры инфляции (6%) не соответствуют стремительному росту цены потребительской корзины. По данным опросов ФОМ, 56% опрошенного населения считают, что живут плохо. Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, установленного в целом по России - 18,9 млн человек, а его доля в общей численности населения 13,5 проц.

Но может быть, в будущем россияне смогут жить хорошо? Есть ли для этого какие-либо надежды?

40 миллиардов долларов утекли из страны с сентября прошлого года. Несмотря на дорогую нефть, капитал продолжает уходить из России: в январе потери составили $13 млрд, сообщил первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев (Ведомости, 5 марта 2011г.) Какая экономика в мире может выдержать такой вариант финансового дуршлага?

В то же время на поддержку республик северного Кавказа в этом году будет направлено 400миллиардов рублей, за предыдущие 10 лет было потрачено 800 миллиардов рублей. Что изменили эти вливания в экономике республик? Коренным образом – ничего. Бизнес чахнет, терроризм растет.       При этом  деньги направляются не на стратегические цели развития, выстроенные в самих республиках, а на проекты, предложенные Москвой и через компании, созданные Москвой. В это же время Глава Чечни Рамзан Кадыров изъявляет готовность и вовсе отказаться от федеральных денег, если Чечня получит возможность самостоятельно распоряжаться своей нефтью.

В этом году в федеральном бюджете на расходы МВД России предусмотрено 309, 4 миллиарда рублей. При этом для сравнения на развитие науки и технологий  в 2012-2013 годах предусматривается выделить 178 млрд рублей. Бюджет РАН составит 62 миллиарда руб. в 2011 году, то есть  академическая наука по-прежнему остается на голодном пайке. Достаточно сказать, что на всю РАН правительство выделяет столько же денег, сколько имеет в год средний американский университет. Хотя ранее в Стратегии развития науки и инноваций до 2015 года записано, что вся российская наука получит 2,5 процента ВВП. Если исходить из расчета прироста ВВП ежегодно на 4%, в 2015 году на науку и инновации должно было быть выделено 1 триллион рублей. Однако сегодня приоритеты правительства очевидны - прежде всего нужно обезопасить себя от гнева народного, а инновационный прорыв - это для лозунгов...

Тающая толерантность - как угроза национальному единству

Тающая толерантность полиэтнического населения России не может быть сдержана обещаниями наказать виновных в преступных действиях против представителей отдельных этносов, нарастающая волна миграции населения внутри страны и из бывших советских республик значительно расширяет социальную базу ксенофобии. Подрастающее поколение молодых россиян, лишенное каких-либо школьных уроков толерантности, приходит на смену нынешним 30-летним, кто еще сохранил в памяти уроки воспитания в советской школе в духе дружбы народов, и это грань, разделяющая эпоху дружбы народов  и  наступающее время  беспредела ксенофобии. Нарастание угроз национализма - это не только ежедневный страх насилия, в последние годы прочно поселившийся в сознании  нерусского населения России (в 2010 году этот страх стал уже просто частью ежедневной жизни - как прогулка по минному полю во время войны). Это и ежедневный страх жителей крупных городов после очередного крупного терракта, холодной змеей этот страх заползает в душу при входе в метро, аэропорт, вокзал, торговый комплекс, театр, стадион (да и где только не взрывали в последние годы россиян?). Но самое опасное, что несет в себе удушливая волна национализма - это реальная угроза распада страны. Если раньше Москва для всех россиян была символом столицы многонациональной страны, то сегодня это Домодедово и Манежная площадь.

Кавказский узел - не гордиев узел

Уничтожив 100 тысяч гражданского населения Чечни (благословив на суверенитет, как Ельцин и "замочив в сортире", как  обещал в начале своего первого президентского срока В.В. Путин), Россия столкнулась с нарастанием напряженности сразу в нескольких северокавказских республиках. Наиболее ощутимо напряжение  в многонациональном Дагестане,  неспокойно в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. Многомиллиардные инвестиции в экономику этих республик не дают ожидаемого эффекта. Почему? Как признает главный редактор дагестанской газеты "Черновик" Надира Исаева, в интервью  радиостанции "Эхо Москвы":"Здесь вопрос не в количестве денег, вопрос в том, есть ли подготовленная почва для этих инвестиций и вообще, что понимать под инвестициями. Я думаю, вопрос надо ставить не в русле дотаций, а в русле организационных механизмов, которые дают формироваться бизнесу". Но приходится признать и другое - главная причина постоянного напряжения на северном Кавказе не безработица и бедность, как считает В.В.Путин, а нарастание ксенофобии с обеих сторон - русских и народов Кавказа. Голоса нескольких тысяч молодых русских, скандирующих на Манежной площади "Россия - для русских", были услышаны не только москвичами. И деньгами этот тлеющий костер ненависти не потушить.

Россия в настоящее время столкнулась с цепной реакцией социальных процессов: резкий рост в результате миграции мусульманского населения порождает нарастание ксенофобии русских. В свою очередь, исламофобия и неприязнь к выходцам с Кавказа поддерживают очаги исламского радикализма, террористические акты являются плодородной почвой для развития националистических движений по всей России. Выход здесь может быть лишь один - отказ от не оправдавших себя средств замирения Кавказа, но при этом формирование новой национальной политики России с учетом реалий поликонфессиональности и роста мусульманского населения России ("каждый четвертый россиянин к 2025 году будет мусульманином" -Шамиль Султанов. Исламский столп России//Солдаты России.2009.№11-12).

Такую Россию видит и слышит В.В.Путин, раздумывая о своем будущем и о будущем страны. И если в 2004 году он, сменив больного Ельцина, сумел возродить надежды россиян на будущее, то сегодня кредит доверия еще не иссяк, но сильно подмочен.
Западные политологи  прогнозируют  два сценария  возможного исхода Владимира Путина из Большой политики

1.

Он возвращается в кресло Президента, и тогда Россия все больше изолируется от мирового сообщества, народ начинает бунт, Президенту приходится бежать из страны, спасая жизнь. Прекрасно зная возможности и аппетиты своих бывших коллег, Владимир Путин вряд ли может мечтать о спокойной старости где-нибудь на вилле в Италии. Пример участи ближневосточных свергнутых лидеров, увы, не может быть вдохновляющим.

2. В.В.Путин не идет на выборы, уходит c "галер" политики, на которых 12 лет трудился как раб,  и наслаждается жизнью в тишине и покое, тем более, что деньги есть. Для многих премьер-министров такое будущее вполне реально и доступно, но для Владимира Путина это может быть лишь несбыточной мечтой. Он находится в слишком тугом узле противоречивых связей, интересов и центров силы.

И тот, и другой сценарии  означают уход  В.В. Путина как игрока в большой политике. И ни одна из реальных "партий силы" - ни "партия крови" (силовики), ни "партия бабла "(олигархи путинского и частично ельцинского призыва) эти сценарии не приемлют как возможные. В паутине криминализированных взаимоотношений без твердой руки неизбежно начнется смертельная чехарда.
При всем должном уважении к глубине анализа известными кремленологами ситуации в современной России, мы убеждены в возможности третьего варианта.

Если за годы "ручного управления" Россией Владимир Путин научился не только говорить с народными массами о наболевшем, но и слышать глас народа, а также руководствоваться здравым смыслом, этот вариант возможен.

Он означает:

- Признание В.В.Путиным необходимости радикальных политических реформ, суть которых - высвобождение страны, ее живого пока потенциала от гнета вертикали власти. Никто не сомневается в том, что эта вертикаль безнадежно проржавела из-за невиданных масштабов коррупции на всех уровнях, потери легитимности властных структур из-за беспрецедентно громких скандалов, демонстрирующих срастание властвующих структур с преступностью, отсутствия справедливой судебной системы, полной подчиненности СМИ государству (97% российских СМИ подконтрольны государству). Реанимирование гражданского общества - единственно возможный жизнеспособный вариант в сложившихся условиях.

- Как справедливо отметил Збигнев Бжезинский, в России не любят слабаков. У Владимира Путина есть шанс сохранить репутацию "альфа-самца" даже в случае демонтажа выстроенной вертикали. Процесс демонтажа вполне может стать не только долгожданным потеплением  в российском обществе, но и началом  инновационных решений в российской политике, и если всерьез говорить о инновационном буме в России, то инновации прежде всего необходимы в институтах власти.

3. Если сегодня бизнес-климат в России напоминает пустыню, то начало либеральных реформ станет тем благотворным дождем, что оплодотворит российскую землю высвобожденной энергией тех, кто на самом деле жаждет перемен. Молодые интеллектуалы, представители малого и среднего бизнеса, ныне живущего в атмосфере безысходного страха, будущие выпускники университетов, ищущие шанс на будущее в своей стране, ученые, чьи научные школы истощены непрерывной утечкой мозгов, инженеры, не находящие применения творческой мысли - все они ждут перемен. Владимир Путин может оседлать волну этих перемен. При условии, что он сможет победить себя и созданного им монстра вертикали власти.

4. События в станице Кущевской, на Манежной площади, в Домодедово, в Хамовническом суде и многие другие поражающие воображение трагедии и сенсации  обнажили неприглядную картину тотального коллапса власти и назревающий глухой ропот масс. Российское общество  нуждается в переменах во всех ключевых сферах социальной и политической жизни. Ни невиданно высокие цены на нефть, ни повторяемые как заклинание призывы к модернизации и инновациям не могут развеять  сгустившийся туман неопределенности будущего.  В.В.Путину придется дистанцироваться от бюрократии, безнадежно погрязшей в невиданного размаха коррупции, ввергнуть разжиревших в условиях КПСС - совской монополии на власть функционеров "Единой России" в реалии конкурентной борьбы за доверие разозленных россиян, самому отказаться от претензий на роль самого богатого человека Европы, расставшись с наиболее роскошными объектами собственности. Ему придется сделать невероятно трудный шаг - выжать из себя до капли  отвращение к свободе, поверить в свой народ, в то, что только в условиях свободы  народ способен превратить Россию в страну, где хочется жить. 

Третий вариант для Владимира Путина вполне реален и, пожалуй, только он является единственно возможным  для  него, если он трезво оценивает сложившуюся ситуацию и свои перспективы в большой политике.

Позволив Дмитрию Медведеву пойти на президентские выборы, В.В.Путин может сохранить за собой кресло премьера. Но при этом  тандему необходимо решиться на радикальные реформы:

- высвободить средства массовой информации из-под гнета государственного контроля, при этом возложив на них всю меру социальной ответственности за создание атмосферы гражданского согласия в обществе;
- вернуть народу выборы: восстановить выборность губернаторов и возродить демократические выборы по существу;
- возродить справедливый  независимый суд;
- объявить коррупцию угрозой национальной безопасности страны и побудить Государственную Думу (избранную на демократической основе) разработать законы, отражающие реальную меру тяжести преступлений бюрократии;
- навсегда отказаться от докризисной модели экономики и призвать  интеллектуальный потенциал страны к созидательному творчеству для победы новой модели.
- найти, наконец, национальную идею, которая даст надежду и сплотит семью российских народов, находящихся ныне в тягостной атмофере нагнетаемого кризиса и туманного будущего. Не нужны станут радикальные националисты, играющие сегодня роль клапана для выпускания пара, молодежь, увидев горизонты будущего, сама сумеет избавиться от  фашиствующих  группировок, постыдных для России, потерявшей более 20 миллионов своих граждан в войне против фашизма.

Адреналин молодой России

Молодые интеллектуалы России - одна из будущих опор модернизации страны - стоят сегодня перед трудным выбором: найти точку опоры в зыбкой ненадежной бизнес-среде собственной страны или покинуть страну в поисках лучшей доли. Государство ответственно за их судьбы, и национальный лидер, который сумеет дать им надежду на востребованность  интеллектуального капитала и энергии молодых сердец, сможет опереться на  поддержку молодежи в своих усилиях по модернизации страны.

Долгосрочное инвестирование в развитие университетов и вдохновляющая национальная идея - это шанс на качественные изменения российского общества. Народ устал жить выживая. Он хочет жить, достигая и побеждая. Если Владимир  Путин сумеет подвигнуть элиты создать  национальную среду, которая способствует развитию инноваций и конкурентоспособности российской экономики,  народ предпочтет напрячься для выхода из кризиса созидательным трудом, а не бунтом. Народ не хочет бунта, но крышка  котла  уже дрожит...

Перевернув пирамиду власти, услышав глас народа, изменив  институты управления, Путин может вернуть уважение и доверие  народа России и обрести лавры национального героя. Для этого не понадобятся ни гонки на Харлей - Дэвидсоне, ни штурвал истребителя, ни даже демонстрация прекрасного мужественного торса. История дает ему уникальный шанс  выйти из тупика навязываемых решений в крутой штопор радикальных реформ.