"Эхо Москвы": как стать гражданином?

Формулу преображения открыл ливанец по происхождению, студент и предприниматель из России, и гражданин Голландии.

Не по статусу, а по позиции. В 2000 году в Санкт-Петербурге открылось отделение Гражданской партии. Меня пригласили для создания сайта-журнала. Помню десятки тем, которые мы отбирали из разных источников. Я вместе со всеми искала простой рецепт превращения жителя в гражданина, который бы отвечал за дом, район, город в котором живет. Тогда же появилось модное слово «самоуправление». Члены гражданской партии скоро перессорились между собой за лидерство. Те, кому нравилась политическая демагогия, поспешили найти себе другие компании. А я вернулась в свою журналистскую стихию. Впрочем, из нее и не уходила. С идеей местного самоуправления носилась несколько лет. С ней пришла и в редакцию муниципальной газеты «Наше Красково». О том, чем закончилось практическое воплощение теории в практику, я расскажу в другой раз. А вот о том, как неожиданно узнала о простой формуле этого самого самоуправления - сейчас.
От дома Дани до офиса - 200 километров пути. Времени достаточно, чтобы поговорить о жизни. Вечные темы мужчин - женщины, автомобили и политика.

Утро выдалось не солнечным, но ласковым.
- Какой вкусный воздух! - удержаться от восторга не получилось.
- Дани ты знаешь, что у вас вкусный воздух?
Даня перестроился в левый ряд для поворота, помолчал и ответил:
- Знаю, я каждый месяц так много за него плачу...

И завязался разговор вокруг политики. Воздух это не только влажность определенная близостью моря и Гольфстримом. Это аромат земли, травы, духов женщин. Достаточно вспомнит миазмы у мусоропровода встроенного в многоэтажные дома как Москвы, так и Латвии, запахи у мусорных контейнеров большинства российских городов, которые клубятся по жилым дворам. И понимаешь - воздух это и сконцентрированная окружающая среда. А создает ее, как не крути, человек. В городах и странах общество.

Дани живет в Голландии 13 лет. Выходец из Ливана, студент и предприниматель в России, теперь гражданин Голландии он о каждой из этих стран говорит «у нас».
- Три дня назад правительство у нас упало. 10 месяцев ни по одному важному вопросу не смогли договориться. Поделили места пропорционально между партиями. Люди смотрели, смотрели и сказали - мы не хотим быть заложниками ваших баталий. Уходите. И они ушли.
- Как ушли...
- Очень просто не дожидаясь выборов. Здесь с правительством разговор короткий - не надо выходить на демонстрацию. Устраивать митинги. Люди недовольны и это все решает.
Каким образом люди могут выразить недовольство правительством, нам выходцам из России понять удалось не сразу. Краткий курс менталитета местных жителей сводился к тому, что каждый голландец убежден - он нанял министров для решения общих проблем. Для того чтобы он получил работу, чтобы спокойно ездил по улицам и дорогам. Министр на работе у общества...У нас говорят слуга народа. Но наших слуг выдернуть из кресла невозможно, потому что они созидают как бы от имени народа. А голландские по поручению...
- Так чем отличается «от имени» и «по поручению». Кодовые фразы только звучат по разному. А получается хрен редьки не слаще...
- Отличаются тем, что ни один министр не поедет на работу с мигалками. И не помешает движению на дороге. Он скорее поедет на велосипеде...Потому что знает - ему не простят этого. Люди в Голландии не позволят себя использовать...
- А вот с этого момента подробнее.
- Как у нас было? Русские как бараны с колокольчиком. Ходит он звонит, когда надо позвонили - и он послушно пойдет на зов.

За два месяца до выборов будущие слуги русского народа прокатятся по деревням, скажут пару красивых слов и люди проголосовали за него. Несмотря ни на какие грешки большие и маленькие...Знаешь, Путин приехал сюда говорить с голландским правительством о запрете эмиграции для русских. Даже пригрозил - что если им дадут им здесь вид на жительство - будет международный скандал. Мы расценили это так - свобода и демократия в России только на словах. Понять Путина не сложно - если все уедут, кто будет работать на заводах, стройках. Проще говоря, кто будет кормить это правительство. Газ и нефть тоже кто то должен добыть, чтобы их продать и наполнить российский кошелек деньгами... А русские пошли на выборы и проголосовали за него. Так их используют. Потому что они не готовы думать и оценивать политиков и правителей.
- Что значит - не готовы? Кто и когда должен научить их оценивать...
- Этому учат в семье, школе. Навыки жизни осваиваются вместе с первыми словами. Когда я иностранец приехал сюда меня человека с высшим образованием направили на курсы, где я учил не только язык. Мне долго и подробно объясняли - какие правила я обязан соблюдать в этой стране, и какие у меня права на работу, учебу. Мне досконально объяснили - куда и как я должен убирать мусор...
Государство, приняв меня, тоже взяло на себя определенные обязательства. Например, сегодня я предприниматель. Но если настанет момент, когда работать больше не смогу - пойду на биржу и заявлю об этом. Мне назначат пособие 1100 евро в месяц, я получу льготы на оплату жилья. И смогу передохнуть.
Обеспечить меня работой и чистым воздухом вокруг правительство обязано, за это я каждый месяц плачу ему налоги. А если плачу, то имею полное право и спросить, куда потрачены мои деньги.

Маленькая деталь - форма влияния на управлении государством здесь осуществляется через партии. Политические организации - реально действующие образования. Раз в месяц они собираются вместе и обсуждают за чаем и бутербродами все, что людей волнует. По актуальным вопросам принимается решение, которое без промедления становится известным в парламенте. Вот почему правительство можно убрать за три дня. А парламент если с трех попыток он не сможет сформировать правительство способное решать реальные проблемы тоже будет скоро переизбран.
- Вот видишь Люда, а ты со своей газетой ровно 11 месяцев пыталась приструнить вора-менеджера. И ничего...

Разговор на эту тему... портит нервную систему. Поэтому я замолкаю. Вспоминать баталии в деревне Красково сегодня не так обидно для себя лично. В конце концов рабство в газете - можно было прекратить в любое время. Просто бросить газету и все. Но сравнивая организацию жизни здесь и у нас. Становится обидно. Нет не державу. А за тех, на чьем доверчиво подставленном горбу эта ДЕРЖАВА так долго держится.

Воспоминания захватывают как дождь со снегом. От них мгновенно становится зябко, и даже весеннее солнце за окном машины не сразу добирается до кожи лица и рук. Интересно, в какой еще стране бюджетные деньги могут быть отданы посреднику для поддержания собственного благосостояния. Вспоминать господина Востокова в чинной и до скрупулезности законопослушной Голландии, все равно, что заговорить о чертях в сумерках. Подобные черти вокруг властей всякого болотца вьются тучами. Отмахиваться от них или прикармливать из бюджетной системы вверенного финансового ручейка - дело властной персоны. Чаще всего проблема решается через призму совокупности личных качеств главного. Но его еще, как известно, играет свита. А свита хлебает с основной персоной из одного корытца...