ВТО озадачила Таможенный Союз

На прошлой неделе глава российского правительства велел поубавить рвения в стремлении к стандартам ВТО. "Как только мы начинаем исполнять обязательства в рамках ВТО, не будучи членами, у них пропадает – у наших партнеров – всякое желание нас принимать: на хрена им нас принимать, если мы и так все исполняем?", – заявил Владимир Путин на совещании по развитию энергетического машиностроения.

Видимо, у грузинской власти, ставшей последним препятствием на пути РФ в международный "торговый клуб", велик искус записать эту перемену себе в заслугу. Однако не все так однозначно...

Президент Михаил Саакашвили и впрямь уже успел раструбить на весь свет, что России придется считаться с мнением Грузии. "Я слышал, как некоторые русские заявляли, что достаточно одного звонка от вице-президента Байдена Саакашвили, чтобы убедить его и заставить заткнуться. Но это не так, и американцы знают, что это не так. И они сделали все возможное, чтобы объяснить это русским. Именно благодаря такой позиции американцев русские, наконец, сели за стол переговоров. Это уже большой прогресс", – сообщил грузинский президент в интервью журналу Foreign Policy.

Надо заметить, что "русские" еще год назад заявляли о своей готовности вести переговоры с Грузией. Было бы о чем. Ведь сесть за стол переговоров еще не значит договориться. Если бы претензии грузинской стороны касались экономических вопросов, то консенсус рано или поздно наверняка был бы найден. Но Грузия хочет совсем другого. Саакашвили рассуждает о том, что данные переговоры потребуют от России уступок в ее конфликте с Грузией из-за "оккупированных территорий". Первый раунд переговоров, прошедший в начале марта в Берне, фактически завершился ничем. Хотя грузинский замминистра иностранных дел Нино Каландадзе и говорит, что "переговоры прошли в положительном русле", на деле это означает лишь одно – стороны не разругались в пух и прах и готовы к дальнейшим обсуждениям, но результативность этих встреч пока равна нулю.

И неудивительно, если учесть, что Грузия выдвигает не экономические, а чисто политические требования. Под завуалированными фразами о "прозрачности пропускных пунктов на Псоу (Абхазия) и у Рокского тоннеля (Южная Осетия)" кроются вполне конкретные требования о переносе грузинских пограничных и таможенных пунктов непосредственно на границу с Россией. То, что при этом за спиной у грузинских пограничников и таможенников останутся Абхазия и Южная Осетия, по версии грузинских политиков, должно де факто знаменовать принадлежность данных территорий Грузии. Однако Россия в 2008-м признала независимость Абхазии и Южной Осетии, и соответственно для нас по Псоу проходит граница с Абхазией, а по Рокскому тоннелю – с Южной Осетией. И появление там пограничников и таможенников "третьей страны" неуместно и неоправданно. И в таком ракурсе вопрос не может рассматриваться вообще. "Прозрачные посты" Россия готова поддержать в Кодорском ущелье и в Цхинвальском районе, то есть по грузино-абхаской и грузино-осетинской границе соответственно. Но такой вариант вряд ли устроит Грузию. Круг замкнулся. Ходить по этому замкнутому кругу можно до бесконечности. Но зачем?

Саакашвили хорохорится, уверяя, что Америка никогда не позволит ломать Грузию "через колено", заставляя ее отказаться от своих претензий к России.

Заблуждается. Чего США никогда не позволят, так это влезать в свои международные отношения и договоренности. Тем более тем, кого они содержат. Если в США вдруг решат, что Россия должна немедленно вступить в ВТО, Саакашвили просто поставят перед фактом. Грузинскому правителю, конечно, лестно полагать, что его голос может кому-то помешать. Собственно, для того, чтобы он и пребывал в этом заблуждении, американцы сейчас инициировали переговоры между Грузией и Россией. Тем более, что самой России эти переговоры пока на руку. Они дают ей время разобраться в возникших коллизиях с ВТО в связи с образованием Таможенного Союза.

На прошлой неделе состоялась конференция "Современный бизнес в России", основной темой обсуждения как раз и стало грядущее вхождение России в ВТО. Как известно, завершить все процедуры по вступлению РФ в торговую организацию планируется в 2011 году. Однако выступающие заметили, что сегодня Россия находится дальше от вступления, чем в 2009 году. И связано это с новыми правилами, которые появились в российском таможенном законодательстве в связи с образованием Таможенного Союза. Ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский обратил внимание на то, что основной документ, регулирующий вступление России в ВТО, был существенно изменен. "Этот документ назывался "Доклад рабочей группы по присоединению России к ВТО". Он готовился с 2003 года. Там отражен торгово-политический режим страны, которая присоединяется. Но у нас этот режим изменился в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, потому что мы приняли целый ряд документов. Поэтому нам партнеры сказали: "Господа, смотрите, у вас этот документ уже был готов, мы готовы были вас принимать. А теперь у вас все поменялось", – сообщил Портанский.

На данный момент из 42 разделов доклада 30 подлежат переработке. Слова эксперта подтверждает и глава российской делегации на переговорах по присоединению России к ВТО Максим Медведков. Он рассказал о том, что во время последнего раунда переговоров у ряда стран появились новые темы для обсуждения в связи с законодательными нормами РФ. Например, появились вопросы о режиме экспорта металлолома из РФ и о новом порядке получения алкогольных лицензий. По словам Медведкова, переговорный процесс идет успешно, но вряд ли будет завершен во время следующего раунда в мае. И заметим, во время этих переговоров вопрос о Грузии не поднимался вообще. То есть, это какая-то побочная тема, которая не мешает общему ходу переговорного процесса и по ней будет приниматься решение уже на финальном этапе, когда других препятствий не останется.

Не стоит также забывать, что далеко не весь российский бизнес в восторге от предстоящего вхождения России в ВТО. И главное, среди этих бизнес-оппонентов есть весьма могущественные монополисты, которым претензии Грузии только на руку. И пока вся политическая и бизнес-элита России четко не определится, что в данной ситуации для страны выгоднее – вступать или не вступать в ВТО, Грузия будет очень удачной отговоркой для затягивания процесса.