Телевизионный марш РПЦ продолжается
                        Прошедшая неделя на отечественном телевидении еще раз  доказала очевидное и ощущаемое: русское ортодоксальное православие  продолжает свою ползучую идеологическую экспансию в телеэфире. Причем,  что самое удивительное – наиболее очевидные признаки увеличивающегося  идеологического влияния данного общественного института ощутимы в  деятельности как раз государственных  электронных СМИ и, прежде всего,  тех каналов, которые формируют холдинг ВГТРК.
Об этом уже приходилось писать и говорить  в связи с навязчивой  трансляцией соответствующих церковных служб в дни и ночи  первопрестольных праздников. Пожалуй, самым первым тревожным звонком в  этой сфере стали ситуации, связанные с кончиной патриарха Алексия  Второго, его последующими пышными похоронами и избранием на сей пост  митрополита Кирилла. Все эти события стали лидирующей темой СМИ не  только в момент их свершения, но и впоследствии, когда социологические  исследования показали: телетрансляции всего комплекса мероприятий смены  власти в РПЦ вошли в тройку(!) самых популярных событий российского  телевидения.
Уже тогда следовало бить тревогу и задуматься об экспансии церкви в  наши грешные медийные дела. Кто-то пытался не промолчать, но  его не  услышали. И вот вам результат.
Так, например, в минувшее воскресенье в эфир государственного канала  «Россия-24»  вышел очередной выпуск программы «Церковь и мир». Его  содержание могло повергнуть в шок собравшихся отдохнуть зрителей.  Выступавший священнослужитель охотно отвечал на вопросы присутствующего  журналиста, не о падении нравственности и кризисе духовности в обществе,  а о… конце света.
Батюшка, не моргнув глазом, проповедовал не то Апокалипсис, не то  Армагеддон. И рассуждал следующим образом: «Почему верующие должны  бояться конца света? Ведь это означает приход Христа на землю…».  Зрителям разъясняли и «успокаивали»: не надо этого бояться, ибо рано или  поздно это радостное для всех верующих событие обязательно наступит.  Почему? Да потому что Он спустится с небес на землю.  И будет всем нам  счастие вместе с царствием Божием.
Откровенная пропаганда христианского вероучения в государственных СМИ  подобного рода в данном случае налицо. И подобные всплески активности   РПЦ  сегодня мы можем наблюдать во всех сферах нашей жизни. Церковь  яростно бьется за собственность, принадлежащую культурным учреждениям и  организациям.  РПЦ хочет занять соответствующее место в системе среднего  и высшего образования. Она уже пришла в армию и претендует на создание  православных дружин, призванных следить за порядком и нравственностью.
Исподволь и  будто бы ненароком церковь подкрадывается и к власти,  всячески демонстрируя собственную лояльность и близость как к властному  тандему, так и к членам их семей. Самое любопытное, что это движение  носит взаимный характер. И вот уже на всю страну в праздник Пресвятой  Богородицы дама номер один вместе с патриархом Кириллом выпускает  голубей перед многочисленными телекамерами в небо. И голубки  отправляются по городам и весям. В том числе и на телевидение.
Первый канал откликнулся на праздник  шельмованием яростных  зарубежных проповедников и экстремизма ислама в программе Максима  Шевченко «Судите сами». Но главный церковный телепраздник случился в  эфире канала «Россия». Здесь сначала Владимир Соловьев в своем  «Поединке» не без умысла затеял дискуссию о роли РПЦ в нашей сегодняшней  жизни. А затем наступил черед телеблагодати, когда далеко за полночь  был показан телефильм-портрет «Старец. Русское чудо».
В «Поединке» опытный модератор и полемист Соловьев столкнул в  полемике две знаковые фигуры членов Общественной палаты при президенте  РФ – протоирея Всеволода Чаплина и известного пиарщика и галериста  Марата Гельмана. А в качестве третейского судьи выступил еще один член  того же общественного органа Карен Шахназаров. Здесь-то и закралось у  меня в душе сомнение относительно объективности предполагаемой  дискуссии.  РПЦ явно получала изначальное преимущество в полемике, так  как фигура Гельмана очевидно одиозна, и сам он вызывает неоднозначную  (отнюдь не положительную) реакцию публики, не говоря уже о его  вероисповедании и принадлежности к определенной нации.
 Похоже, что  Соловьев рассчитывал на подавляющее преимущество представителя РПЦ в  эфире именно с учетом данных обстоятельств. Так оно и случилось.
Протоирею Чаплину палец в рот не клади. Он – опытный полемист,  провоцирующий в обществе острые дискуссии. Чего стоят его предложения о  введении дресс-кода для граждан нашей страны, чтобы голые колени и пупки  не угнетали их нравственность. Кстати, полемика в «Поединке» как раз и  развертывалась вокруг таких «милых» инициатив РПЦ. Неуклонно, но  постепенно Соловьев и Шахназаров подводили публику к мысли о том, что  экспансия РПЦ в социум, в духовную сферу нашей действительности – не  самое большое зло современности. Масла в огонь подливал и сам Чаплин,  утверждавший, что «церковь должна говорить обо всем. Даже о футболе». Не  помогли  молитвы. В это время в эфире другого, трехбуквенного канала  московский «Спартак» разгромно проигрывал «Порту». Финал спокойных, но  грозных речей протоирея Чаплина был мощным и неоспоримым: «Церковь  должна говорить правду. Всегда».
Против подобных аргументов не устояли ни зрители, ни Соловьев с  Шахназаровым. Со счетом 58236 голосов «за» и 24111 голосов «против»  победу в теледискуссии одержал, конечно же, представитель РПЦ. Именно  такое соотношение  итоговых впечатлений зрителей (если ему верить) и  есть отражение реального роста влияния РПЦ в обществе. Так, по  исследованиям ВЦИОМ и Центра изучения общественного мнения Юрия Левады,  считают себя православными 76 процентов опрошенных россиян. Напомним,  что в СССР количество верующих вообще в структуре взрослого населения не  превышало трех процентов.
Еще больше говорит о победоносном марше РПЦ (не без помощи власти и  СМИ) количество приходов РПЦ. В 1986 году на территории СССР их  зарегистрированное количество составляло 6800. В 2011 году на территории  России их насчитывается 30 675. Комментарии излишни.
Впрочем, в праздник на нас должно было сойти нечто благостное, что и  случилось. Снова благодаря государственному каналу «Россия». В его эфире  мы увидели телеочерк, посвященный отцу Власию, старцу, практикующему в  Пафнутьево-Богословском монастыре (в Калужской области). И если раньше в  церковные праздники до ночи показывали программу «Мелодии и ритмы  зарубежной эстрады», то нынче ровно наоборот – нас призывают к святости и  нравственности с помощью примеров для подражания. Отец Власий выглядит  на экране вполне телегенично, и все его встречи со страждущими сняты  уважительно и с достоинством.
Однако есть во всем этом какая-то нарочитость, показуха. Совсем как в  иных обрядах разных конфессий. Ведь человеку для того, чтобы общаться с  тем, кого он считает для себя высшим судией и высшей силой, вовсе  необязательно наличие рядом священнослужителя. Разговор с Богом может  состояться тет-а-тет. Однако церковь сие право узурпировала и встала  между нами, приняв на себя роль заинтересованного посредника. Чем это  кончилось в христианской религиозной традиции, известно: возникли Мартин  Лютер и движение Реформации. РПЦ, как кажется, не опасается подобных  аналогий и настойчиво, а порою и откровенно навязчиво пытается занять  командные высоты не только в духовной сфере, но и в обществе вообще, не  брезгуя и поддержкой государственных СМИ. Только все это есть прямое  нарушение российской Конституции, в которой сказано, что наша страна  есть светское социальное государство, и церковь от этого самого  государства отделена. Похоже, что руководитель ВГТРК давно не заглядывал  в Основной закон государства. Либо он намеренно отложил его куда-нибудь  далеко-далеко, водрузив на собственный рабочий стол Священное Писание…
                        
                     
                    
Комментарии
Но это было бы честно.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Церкви возвращается то, что было отобрано после переворота 17г.
Да и Россия, в большинстве своём, - православная , так что от церквы нельзя отойти.
Крестить, отпевать и пр. ведь надо..
Крестить отпевать-за это в Церкви деньги берут, и не малыею если свечи не в храме купил-то тогда грехи не отпустят. Не противно?
Земля в центре Парижа на бюджетные деньги, сейчас проект заказали.... на какие деньги? налогоплательщики платят.
Что же вообще до передач на церковные темы, то появление их оправдано и людям интересно, потому что нельзя всё время смотреть про убийства, деньги и калейдоскоп кроватей, разводов, делёжек детей - может создаться впечатление, что люди в стране кончились, и она уже сплошной гадюшник, а тут оказывается что нет - есть ещё и нормальные люди, причём верующие.
Странное дело - мерзость и бельё грязное за государственные деньги показывать можно, а там где говорят о добре и зле - вещах действительно важных выходит нельзя! И если у нас государство светское, то на каком основании Церковь как общественная организация(юридический статус) или любой её представитель не имеет права высказаться по любому вопросу. Или атеизм снова узурпировал право на истину в последней инстанции, а все другие точки зрения - нишкни! Интересная свобода вырисовывается, совсем как у десталинизаторов про увольнение чиновников с ним несогласных.Совковый либерал хуже бол...
И не надо передергивать, никто в статье не противопоставляет насилии на экране и лики начальников РПЦ, речь идет о использовании голоса СМИ для целей чисто церковных. А кто к чему призывает, так "по делам их узнаете их", и соответственно узгнав их дела народ и сопротивляется их ласковым словам, зная чего они стоят...