Стали известны "запасные игроки" крупнейших госкомпаний

На модерации Отложенный

Имена кандидатов, которые заменят в крупнейших госкомпаниях вице-премьеров и министров, оказались в распоряжении деловых СМИ. Сообщается, что списки будут утверждаться в Кремле и аппарате правительства. Насколько это позволит достичь цели кадровой реформы, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Леонид Гурьянов.

Случайные люди в списки не попали. Сообщается, что всего они формируются из четырех источников: это кадровый резерв администрации президента, рекомендации правительства и Ассоциации независимых директоров, а также комиссия Росимущества, которая отбирает претендентов из числа тех, кто подавал заявки через сайт ведомства. Правда, Росимущество опровергло информацию о том, что готовит или обсуждает какие-либо списки преемников с органами власти. Однако ведомство проводит техническую работу по выполнению поручений президента. На каждую компанию с госучастием из президентского перечня приходится как минимум по два потенциальных кандидата. Среди них - экономисты, представители Высшей школы, банкиры, финансисты, представители технологического сектора и биржевых кругов. Главное в президентской кадровой реформе - отсутствие у кандидата статуса госслужащего. Как именно люди, так или иначе достаточно тесно связанные с госструктурами, будут выполнять основную цель преобразования, а именно - способствовать повышению конкуренции в экономике, - пока непонятно, говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

"С одной стороны, эти люди должны представлять интересы государства, с другой стороны, это должны быть люди, которые не занимаются регулированием. Как показывает практика, такие совмещения происходят крайне редко. Те же самые директора, даже независимые, всё равно будут голосовать по директивам Росимущества.

То есть фактически голосовать так же, как те же самые руководители профильных ведомств. И Кудрин, и Сечин в конечном итоге будут принимать решения, просто голосовать они будут не самостоятельно, а через независимых директоров, посредством директивы. Сама схема просто удлиняет процесс, но ничего не меняет непосредственно в процессе управления компаниями. Более эффективным средством является большая публичность этих бизнес-структур, создание эффективных механизмов сдерживания и усиление антимонопольного регулирования", - отмечает Абзалов.

Движение к большей публичности госкомпаний действительно последует. И соображения о необходимости повышения конкурентоспособности здесь не единственный мотив, считает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.

"Инициативы Дмитрия Медведева в значительной степени были нацелены на конкретных чиновников, в том числе высокопоставленных руководителей правительства, вице-премьеров, чтобы показать им, что госкомпании - это не их личный ресурс. Думаю, что потенциально в резерве президента ещё ряд шагов, возможно, в том числе и постановка вопроса о том, нужны ли в принципе госкомпании в таком масштабе, в таком объёме, как они сегодня есть, подобно тому, как ранее президент говорил о государственных корпорациях", - комментирует Виноградов.

Пока же компании готовятся выполнять уже существующие распоряжения. Где-то члены правительства возьмут самоотвод, где-то за них будет предложено не голосовать акционерам. В некоторых случаях министрам предстоит лишать полномочий в совете директоров самих себя.