Руководство Ливии задумалось о мире

Руководство Ливии, похоже, устало от войны. Последние дни из Триполи приходят ясные сигналы о готовности Каддафи к переговорам.

Реальным событиям, как это часто бывает, предшествовали слухи. Американская пресса получила информацию, что дети Каддафи во главе с когда-то считавшимся прозападным политиком Саифом аль-Исламом якобы предложили план урегулирования ливийского конфликта. Его главный пункт - замена отца на одного из сыновей. Но желаемый Западом раскол внутри ближайшего окружения Каддафи не состоялся.

Первой ласточкой, по-настоящему развеявшей миф о непримиримости сторонников Каддафи, стал визит посланника ливийского правительства Абдула Ати аль-Обейди в Грецию. Возможно, в Триполи рассчитывали, что эта страна, обескровленная экономическими проблемами, захочет вернуть международный авторитет активными попытками примирить противоборствующие стороны.

Однако греческий министр иностранных дел Димитрис Друтсас четко дал понять: переговоры возможны только при условии добровольного ухода Каддафи из власти. Поддержал греческого коллегу и глава итальянского МИД Франко Фраттини: Италия стала третьей после Франции и Катара страной, признавшей Национальный Совет единственным легитимным руководством Ливии.

Условия, которые выдвинул аль-Обейди, долгое время оставались неизвестными. Однако в понедельник официальный представитель ливийского руководства Муса Ибрагим подтвердил, что существующая в стране политическая система "может служить предметом обсуждения". Более того, власти готовы "организовать и выборы, и референдум".

Но все эти плоды демократии возможны только при одном условии: руководить страной в переходный период должен только полковник Каддафи. Никто другой "возглавить какие бы то ни было демократические преобразования"  не способен, иначе это будет грозить Ливии потерей "единства ее народа". От прогнозов, насколько единению ливийцев поспособствует сохранение вождя, против которого в стране развернулась гражданская война, Ибрагим воздержался. Зато добавил, что ставка на Каддафи стала бы для Европы "безопасным выбором", потому что повстанцы, часть из которых, по его мнению, тесно связаны с "Аль-Каидой", представляют угрозу всему миру.

Впрочем, к словам пресс-секретаря воинов Каддафи многие относятся с большой настороженностью. Этому способствует… поведение его жены немки. Пока в Ливии льется кровь, она в своем блоге всерьез рассказывает о преимуществах ливийских мужчин перед западными, полностью игнорируя боевые действия.

При этом, по ее словам, она сейчас находится в Триполи. И хотя доступа к Интернету, по сообщениям местных жителей, там нет уже месяц, ей все же как-то удается выходить во всемирную сеть. Из чего делается логичный вывод: ближайшие сторонники Каддафи имеют привилегии перед рядовыми гражданами.

Ни один сайт в домене .ly не открывается. "РГ" попыталась связаться хоть с кем-нибудь из представителей ливийского руководства. Но приведенные на разных ресурсах телефоны либо не отвечают, либо абоненты отказываются говорить по-английски. Не очень помогли "РГ" и в российском посольстве, лишь посоветовав связаться с тем самым Мусой Ибрагимом. Правда, как это сделать, российские дипломаты не знают и сами.

Несмотря на неудачу в Греции, "гонец Каддафи" аль-Обейди продолжит турне. Следующими остановками на его пути станут Турция и Мальта. Предположительно в обеих странах он будет говорить не столько о возможном перемирии, сколько о принятии этими государствами раненых и организации полевых госпиталей. Турция, кстати, уже приняла первую партию пострадавших в ливийском конфликте.

Вероятно, аль-Обейди сейчас выступает в роли министра иностранных дел Джамахарии вместо получившего политическое убежище в Великобритании Мусы Кусы. Интересно, что сын Каддафи Саиф аль-Ислам утверждал, что Кусе необходимо каждые три месяца проходить обследование в лондонской клинике, потому что он "старый и больной человек". А потому его решение покинуть Ливию обосновано. Тем более что, по словам аль-Ислама, оно было санкционировано правительством.

Между тем глава российского МИД Сергей Лавров призвал международное сообщество вынести уроки из полученного в Ливии опыта: "Если, не приведи Господь, снова будет решаться что-то такое в Совете безопасности, мы бы хотели максимально выверенно согласовать в самом тексте, кто и как будет применять вооруженную силу".