Взгляд из ЕС на войну в Ливии

На модерации Отложенный

Наши старые знакомые снова тут как тут. Представители европейских левых ( «умеренные» европейские компартии,) «зеленый» фермер Жозе Бове, присоединившийся к Даниэлю Кон-Бендиту, для которого еще не было такой натовской войны, которая пришлась бы ему не по вкусу, разнообразные «троцкистские группы», и, само собой, Бернар Анри-Леви и Бернер Кушнер — хором призывают к «гуманитарной интервенции» в Ливии, или обвиняют латиноамериканских левых, с куда более разумным подходом, в том, что те, дескать, «полезные идиоты» «ливийского тирана»

Прошло 12 лет, и вот снова-здорово — новое Косово. Сотни тысяч убитых иракцев, НАТО завязло в Афганистане, и все-таки эти левые ничему не научились! Война в Косово велась под предлогом прекращения несуществующего геноцида, война в Афганистане — якобы для защиты женских прав (проверьте-ка, как дела обстоят сейчас с этими правами), а война в Ираке для защиты курдов. Когда до них, наконец, дойдет, что все войны ведутся под гуманитарными предлогами? Сам Гитлер утверждал, что «защищает угнетенные меньшинства» в Чехословакии и Польше.

С другой стороны, даже министр обороны США Роберт Гейтс предупреждает, что если глава Госдепартамента посоветует президенту США послать войска в Азию или Африку, нужно срочно вызывать психиатра. Председатель Объединенных штабов ВС США адмирал Муллен также призывает к «осторожности». Вот парадокс нашего времени: противники войны сидят в Пентагоне и Госдепе, а сторонники войны составляют коалицию неоконсерваторов, либеральных сторонников интервенционизма всех мастей, включая левых гуманитарных вояк, а также разных зеленых, феминистов и кающихся коммунистов (когда-то в русском 19 веке был тип “кающегося дворянина, теперь повсюду, особенно на Западе, видим “кающихся коммунистов” – прим. ред.).

Хотя всем приходится затянуть пояса из-за глобального потепления, войны НАТО не выходят из моды, империализм остается частью «устойчивого развития».


Конечно, США начнут или не начнут войну по причинам, совершенно независимым от пожеланий наших воинственных левых. Дело и не в нефти как таковой — любому правительству Ливии придется продавать нефть, и доля Ливии не так велика, чтобы серьезно повлиять на цену нефти. Разумеется, катавасия в Ливии вызывает спекуляцию, что поднимает цены, но это — другой разговор. Сионисты, вероятно, сами не знают, чего бы им хотелось — они ненавидят Каддафи и не прочь избавиться от него, как от Саддама, самым унизительным способом, но они также не уверены, что оппозиция окажется для них лучше (исходя из того немногого, что мы о них знаем, может и не лучше).

Убийственный аргумент за войну таков: если все пойдет быстро и удачно, это восстановит репутацию НАТО и гуманитарных интервенций, запачканную Ираком и Афганистаном. Новая Гренада, максимум новое Косово, как раз то, что доктор прописал. Другая причина для вмешательства — спасая мятежников, Запада получит контроль над ними. Но это скорее всего не выгорит: Карзай в Афганистане, националисты в Косово, шииты в Ираке, и, конечно, Израиль, с удовольствием получают американскую помощь в случае нужды, а потом продолжают свой прежний курс. А полномасштабная оккупация Ливии после ее «освобождения» вряд ли физически возможна, так что все это выглядит не так уж привлекательно с точки зрения США.

С другой стороны, если все пойдет плохо, это может стать началом конца американской империи, чем и объясняется осторожность тех, кто на самом деле принимает решения, а не всяких-разных писак в газете Монд или тех, кто перед телекамерами бухтит насчет «тиранов».


Рядовым гражданам трудно узнать, что на самом деле происходит в Ливии, потому что западные СМИ полностью дискредитировали себя в Ираке, Афганистане, Ливане и Палестине, а альтернативные источники также не всегда надежны. Всё это, разумеется, не мешает левым поджигателям войны требовать интервенции НАТО в Ливии. Ведь каким-то образом они совершенно точно знают, что наихудшие обвинения против Каддафи — чистая правда, точь-в-точь как такие же обвинения против Милошевича двенадцать лет назад.

Отрицательная роль Международного уголовного суда опять-таки очевидна, как была роль Международного трибунала по Югославии в случае с Косово. Одна из причин относительно небольшого кровопролития в Тунисе и Египте состояла в том, что Бен Али и Мубараку дали возможность уйти. Но «международное правосудие» настаивает, чтобы у Каддафи не было такой возможности, как и для его приближенных, так что тем только и остается что сражаться до последнего.


Если в самом деле «другой мир возможен», как обожают повторять европейские левые, тогда должна быть возможность и «другого Запада», и европейским левым неплохо бы начать над этим работать. Недавняя встреча Боливарийского союза может служить примером: латиноамериканские левые хотят мира и желают избежать интервенции США, потому что знают, что они у США на прицеле, и что их социальные преобразования требуют прежде всего мира и национальной независимости. Именно поэтому они предлагают послать международную делегацию, возможно во главе с Картером (явно не шестеркой Каддафи) для переговоров между Каддафи и мятежниками. Испания выразила интерес к такому решению, но Саркози, конечно, решительно против. Предложение может показаться утопическим, но при поддержке ООН могло бы стать реальным. Однако, это путь закрыт из-за действий США и Запада. Однако возможно, что в будущем в случае нового кризиса союз неинтервенционистских стран, включая Россию, Китай, латиноамериканские государства и, может быть, некоторые другие, сможет предложить альтернативы западному вмешательству.

В отличие от латиноамериканских левых, европейские превратились в посмешище и утратили всякое понимание того, как делается политика. Вместо того, чтобы искать разумные решения проблем, они принимают моральные позы, помпезно осуждая диктаторов и нарушителей прав человека. Социал-демократы плетутся в хвосте у правых и перенимают их идеи с опозданием на пару лет - своих у них не водится. «Радикальные» левые часто ухитряются одним махом разносить в пух и прах западные правительства, и тут же требовать от тех же самых правительств военного вмешательства по всему миру в защиту демократии. Дефицит политической мысли приводит к тому, что они с крючком глотают дезинформацию и превращаются в клакеров натовских войн.

Эти левые не имеют мало-мальской программы и не знали бы что делать, даже если бы бог поставил их у власти. Вместо того, чтобы повторять бессмысленные заявления о своей «поддержке» Чавеса и венесуэльской революции, им надо бы вести себя поскромнее и поучиться у него, в первую очередь тому, что значит быть политиками.