Самая страшная катастрофа в истории

На модерации Отложенный

11 марта 2011 года началась активная стадия, возможно, самой страшной радиационной аварии в истории человечества. На атомной электростанции «Фукусима-1» в момент землетрясения три работающих энергоблока были остановлены действием аварийной защиты. Все аварийные системы сработали в штатном режиме, однако спустя час, предположительно из-за последовавшего за землетрясением цунами, было прервано электроснабжение и станция стала неуправляемой.


ЧТО МЫ СМОТРЕЛИ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ?  

Поражает халатность персонала станции, который, вместо того, чтобы незамедлительно, приступить к ликвидации аварийной ситуации, сделал запрос о дальнейших действиях в совет директоров Токийской энергетической корпорации, который, в принципе не является органом оперативного управления тем в более при экстраординарной катастрофе. Совет директоров в то время, по всей видимости, в то время, больше интересовал вопрос оперативной эвакуации из качающегося здания и, как итог, команда на начало ликвидации аварийной ситуации персоналу станции поступила, только лишь, через 15 часов, после потери управления. За это время ситуация на станции стала критической и уже 12 марта, в 9:36 по московскому времени на первом энергоблоке АЭС произошёл взрыв, в результате которого обрушилась часть бетонных конструкций. Причина взрыва — образование водорода в результате неконтролируемой реакции. Корпус реактора не пострадал, разрушена внешняя оболочка блока из железобетона. Четыре человека, получили ранения и были направлены в больницы. Тогда же произошел первый вырос радиации и радиационный фон в районе станции достиг 101 500 микрорентген /час, хотя через несколько часов он снизился до значения в 7050 мкР/ч, что тоже в принципе очень много. 


13 марта, правительство Японии сообщило о сложной ситуации на блоке № 3. Японские официальные лица уведомили о ситуации МАГАТЭ. В дальнейшем из-за отсутствия всех возможностей охлаждения реактора изнутри началась операция по закачке морской воды в реакторы для охлаждения. Это было еще одной системной ошибкой, так как морская вода имеет в своем составе соли, приводящие к разъеданию металлических конструкций и вещества, приводящие к образованию водорода. Операция по закачке морской воды очень скоро принесла свои плоды - 14 марта, в 11:01 по местному времени произошёл взрыв водорода на третьем энергоблоке станции. В результате ранения получили 18 человек. Как выяснилось позже, были повреждены корпуса реакторов 2-го и 3-го энергоблоков, и как следствие, на блоке 2 полностью отказала,чудом запущенная система аварийного охлаждения. Вскоре там произошел взрыв. 


Позже, над энергоблоками и другими сооружениями станции, то возникали пожары, то поднимались клубы дыма или пара, однако, никто не мог объяснить причины и последствия этих явлений. 
Но закачиваемая морская вода из поврежденных реакторов проникала в почву, происходили выбросы водорода, и последствия не заставили себя долго ждать. В почве обнаружены следы изотопов плутония, присутствие иода-131 и цезия-137 было обнаружено в продуктах питания в префектуре Фукусима. Употребление некоторых продуктов было запрещено. В пробах морской воды, взятых 22 и 23 марта в 30-километровой зоне станции, был обнаружен йод-131 (несколько выше допустимых норм) в 1850 раз в морской воде рядом с АЭС «в сравнении с обычным уровнем». 23-24 марта следы радиации, были отмечены по всему земному шару: в Западной Европе (Германия, Исландия, Франция), США (Калифорния, Вашингтон, Орегон, Колорадо, Гавайи, Массачусетс и др. штаты) и России (на корабле, прибывшем в Ванино из порта Кавасаки). Многие страны, в том числе Россия, запретили ввоз в страну продуктов из Японии. В самой Японии отселена и оцеплена территория в радиусе 30 км от АЭС. Поступают различные данные о радиационном фоне на в зоне отчуждения, вплоть до 10 000 мкР/ч. В результате аварии на станции и эвакуации, жилья уже лишились 320 тысяч человек. 

 

Вечером в понедельник стало очевидна еще одна угроза распространения радиации с аварийной АЭС с постепенно скапливающейся в турбинных залах энергоблоков высокорадиоактивной водой (до 1000 мЗв в час). Если в четверг, 24 марта, когда двое ликвидаторов получили лучевые ожоги ног от контакта с этой водой, ее уровень во втором энергоблоке не превышал 10 см, то вечером в понедельник был отмечен уровень более метра. Заполнились уже и технические коллекторы с трубопроводами вокруг второго энергоблока, пишет WSJ. Если уровень воды в них поднимется еще примерно на метр, зараженная вода польется в океан, до которого 55 м бетонированной площадки. 

Весь этот техногенный кошмар разворачивается на фоне особенностей национальной японской ментальности: отсутствия творческой фантазии и инициативы за пределами приказа начальства, упорного следования букве инструкции и чудовищного страха "потерять лицо", в результате чего ошибки (и следовательно, сама реальность) игнорируются и вытесняются из сознания исполнителей, а все усилия на 90% направлены на создания видимости борьбы и сохранения контроля.

Особенно "смешно" для профессионалов поливание горячей зоны разрушенных энергоблоков из пожарных машин. С тем же успехом, для сравнения, можно было бы бороться с гололёдом на улицах при помощи бытовых фенов: вроде бы и воздух греют, и на лёд его вроде бы дуют - а толку ноль целых ноль десятых. 

А КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ? 

Как это не парадоксально звучит, но эта катастрофа на началась не 11 марта, а намного раньше — еще в 1960-х годах, когда, недавно побежденная в войне и еще, совсем неразвитая, но стремящаяся к развитию и не имеющая собственных природных энергетических ресурсов Япония нуждалась колоссальных источниках электрической энергии для создания своего промышленного потенциала. В то время в мире было две основных ядерных державы — СССР и США. Первая, юридически, находилась с Японией в состоянии войны (так как акт о капитуляции Японии не был подписан) и Японии ничего не оставалось сделать, как обратиться за помощью к США. США же в свою очередь, в отсутствии конкуренции, воспользовались ситуацией и продали Японии, даже по тем временам устаревший и не безопасный проект одноконтурной АЭС, по которому у себя, вряд ли стали бы стоить. Японцам ничего не оставалось делать, как купить его. 

В 1967 году началось строительство первого энергоблока. Реакторные установки для первого, второго и шестого энергоблоков были сооружены американской корпорацией General Electric, для третьего и пятого — Toshiba, для четвёртого — Hitachi. Все шесть реакторов спроектированы в General Electric. Архитектурное проектирование для энергоблоков Дженерал Электрик выполнила компания Ebasco, все строительные конструкции возвела японская строительная компания Kajima. 
И дальше началось самое интересное: во время строительства, то ли Япония испытывала финансовые затруднения, то ли сработала, хорошо известная нам система «откатов» и «распилов» - сейчас этого уже никто достоверно не поведает, много лет прошло, но факт, что, в сейсмоопасной стране построили атомную станцию, которая может выдержать землетрясение, всего в 8 баллов. Если быть точным, то не всю станцию, а первые четыре энергоблока, последний из которых был введен в эксплуатацию в 1978 году. Еще интереснее, что атомная станция, которая находится в Японии - стране цунами и располагается в 55 метрах, от побережья, не имела должной защиты от них. А ведь именно цунами и спровоцировали разрушение технологических коммуникаций станции и лишили ее энергоснабжения, что, собственно говоря и привело известным нам последствиям. 


Пожалуй, самым шокирующим является то, что даже чернобыльская трагедия ничему не научила японцев: после аварии на ЧАЭС, в мире были приняты новые стандарты безопасности на АЭС, которые заключаются, прежде всего в четырехкратном резервировании всех систем, влияющих на безопасность объекта. То есть, если отказывает основная система, то включается вторая — резервная. Если отказывает вторая система, то включается третья. Если уже откажет и третья, что уже маловероятно — автоматически вводится в строй четвертая система. Считалось, что все АЭС мира, после аварии в Чернобыле, соответствующим образом модернизированы. Оказалось, что Фукусима-1 такой модернизации не подверглась. 
Ну и в завершение хотелось бы упомянуть, что в Японии, в отличие от других ядерных стран, нет единого координационного центра, который мог бы оперативно приступить к ликвидации аварийной ситуации на любой атомной станции — станции и все происходящее на них «отданы на откуп» коммерсантам. Вот теперь, самая развитая страна мира, наконец-то открыла свое истинное лицо... 

ЧЕМ ВСЕ ЗАКОНЧИТСЯ? 

К сожалению, на вопросы о дальнейших сценариях развития аварии и о ее последствиях достоверно никто в мире ответить не может. Авария эта — уникальная. Никогда еще в мире, ничего подобного не происходило. Одни эксперты твердят о неминуемом взрыве активной зоны второго реактора. Вторые соглашаются с этим мнением и добавляют, что при взрыве 2-го энергоблока, обязательно детонируют 1, 3 и 4 блоки. Третьи сходятся на том, что основной угрозой на сегодняшний день является не мощный взрыв, а попадание зараженной воды, которой охлаждали реакторы и бассейны выдержки в океан. Четвертые — вообще затрудняются дать какие-либо комментарии по этому вопросу. Ситуация осложняется скупой и противоречивой информацией, приходящей из Японии. 



Но факт остается фактом — температура в реакторах, прежде всего 2-го энергоблока неуклонно растет, все мероприятия по его охлаждению не приносят существенных результатов и поэтому остается только ждать и следить за теленовостями, ну или «выдергивать» новые факты из лавины информации в интернете.