Революцию в Ливии затеяли аристократы и исламисты

На модерации Отложенный

Триполи сегодня — это шпили минаретов, крутые эстакады, невероятно длинная набережная, порт с белоснежными яхтами и военными кораблями. Это женщины в хиджабах или парандже за рулем «Мерседесов». Это небольшие лавки, где можно выпить чудесный, очень крепкий кофе, купить пиццу или сэндвич. Это магазины с одеждой из Китая и Турции. А еще — молодые парни, сутками подпирающие забор и дымящие сигаретами на узких восточных улицах. По сравнению с хорошо известным украинцам Каиром, в столице Джамахирии довольно чисто. Нет нищих и неприглядных халуп. Невысокие, квадратные и белые дома из известняка выглядят вполне ухоженными. А дорожное полотно намного лучше, чем в Украине.

Ливийцы невероятно медлительны. Чтобы решить один пустяковый вопрос, например, приобрести карточку пополнения счета для мобильного телефона, иногда приходится потратить час. Продавец будет сыпать как из ведра анекдотами, угощать тебя кофе и убеждать в вечной дружбе Украины и Ливии. Видимо, в мирное время здесь можно было неплохо отдохнуть. Море — теплое. А неторопливый ритм жизни заставит расслабиться даже хронического трудоголика!

Но война изменила Джамахирию. Из-за постоянного страха перед бомбежками, экономической блокады, нехватки топлива, медикаментов и продуктов у людей сдают нервы. Мы решили сфотографировать километровую очередь на заправке — и неспешные ливийцы вдруг превратились в зверей. Схватив пустые канистры, накинулись на наш автомобиль и стали колотить по стеклам. Казалось, еще секунда — и автобус перевернут. К счастью, водитель вовремя ударил по газам. И разъяренная толпа осталась позади.

 

ОТЕЦ АЙШИ — ОРЕЛ!

 

На Зеленой площади в центре Триполи уже несколько недель кряду проходят демонстрации в поддержку Каддафи. А сегодня мы стали свидетелями женской манифестации. Более ста автомобилей с визжащими гудками, за рулем которых сидели ливийки, проехали по центру и набережной. Высунувшись по пояс в люк на крыше авто, женщины размахивали зелеными флагами, стреляли в воздух из «калашей» (!) и кричали: «Каддафи — отец Ливии сегодня и будет отцом Ливии завтра!». Около порта они остановились и вышли из машин.

Подогретые вниманием фотографов и телеоператоров, восточные красавицы танцевали и пели: «Тот, кто не хочет отца Айши, — не прав (Айша, дочь Каддафи, — хозяйка благотворительного фонда, занимавшегося строительством бесплатного жилья малоимущим)! Отец Айши — орел! Мы будем умирать за него миллионами! Айше не надо уезжать за границу!».

Мы заметили случайно оказавшийся в толпе демонстрантов автомобиль с крепким мужчиной за рулем. Он размахивал огромной деревянной дубинкой. А увидев наш взгляд, быстрым, режущим движением взмахнул рукой в районе шеи. Мол, мы перережем всем врагам горло. Да и вам заодно — тоже.

 

«АЛЛАХ, МУАММАР, ЛИВИЯ!»

 

Похоже, Муаммар Каддафи нашел ответ на информационную войну, которую развернули против официальной Ливии западные СМИ (когда находишься в Триполи, понимаешь: многое из того, что сообщают европейские коллеги, не соответствует действительности, например, информация о том, что повстанцы взяли Сирт или убили сына Каддафи).

По двум местным телеканалам манифестации каддафистов транслируют едва ли не ежечасно! А в перерывах показывают армейские учения и солдат, раненных в боях с повстанцами. Звучит бравурная музыка. Пару дней назад военные силы Каддафи вошли в Мисрату (крупный город к востоку от Триполи). За нее они бились с повстанцами почти неделю. По крайней мере, так утверждает правительство Ливии. И уже завтра там планируют провести «зеленый митинг» в присутствии иностранных СМИ. Мол, смотрите: у нас все хорошо, мы скоро победим!

Противники Каддафи уверяют, что за участие в манифестациях ливийцы якобы получают от правительства от 100 до 500 «зеленых». Но подтверждения этих данных у нас нет. И ради справедливости надо сказать, что манифестантов часто уж точно совершенно бесплатно поддерживают случайные прохожие: вскидывают руку в приветствии, восклицая: «Аллах, Муаммар, Ливия!»

ВРАЖДА ПЛЕМЕН И РУКА США

По оценкам международных экспертов, с которыми нам удалось здесь поговорить, сегодня примерно половина ливийцев (причем как на востоке, так и на западе) является сторонниками официального лидера.

А другая (в том числе и немало людей в Триполи) сочувствует повстанцам. Поэтому специалисты не исключают вероятности развала страны на две части. Если бы кто-то сказал это пару месяцев назад, его б засмеяли. Режим Каддафи считался предельно устойчивым, его принимали в лучших домах Европы (в том числе и в Украине при президенте Викторе Ющенко). Что же произошло?

В отличие от Туниса и Египта, причиной революции в Ливии, судя по всему, является отнюдь не бедность подавляющего числа населения. До войны пособие по безработице тут составляло около 400 баксов. Средняя зарплата — от 800 до 1000 «зеленых». Кроме того, все желающие могли взять беспроцентные кредиты на строительство жилья и покупку автомобиля. То есть простым людям жилось не так уж плохо. А по сравнению с нашей страной — так очень даже хорошо, поскольку цены на все были гораздо ниже, чем в Украине, а зарплаты — гораздо выше.

«Корни случившегося нужно искать в старой вражде между племенами Ливии, — считает просивший не называть его имени преподаватель истории одного из трипольских вузов. — Когда в 1969 году Муаммар Каддафи пришел к власти, все ключевые должности в правительстве оказались в руках племенной элиты из центральных (например, Сирта) и западных (Триполи) регионов страны. А восточная часть государства, по сути, осталась ни с чем. В результате между племенами произошел конфликт, и представители многих влиятельных и богатых родов с Востока (особенно из Бенгази) были вынуждены уехать за границу — США, Великобританию и Францию. Там они создали организацию «Союз спасения Ливии» и все эти годы пытались заручиться поддержкой со стороны политиков Америки и ЕС, чтобы вернуться к власти на родине.

Затем, уже в 90-х годах минувшего столетия, на Востоке Джамахирии появились радикальные исламисты — представители «Аль-Каиды».

Многих из них спецслужбы закрыли в тюрьмах. Но три года назад большинство боевиков вышли на свободу по амнистии. Причем при содействии международных правозащитных организаций. И мгновенно пополнили свои ряды за счет новых сторонников. После чего «Союз спасения Ливии» и религиозные фанатики объединились. Ведь и те, и другие были заинтересованы в свержении режима Каддафи. А также заручились поддержкой Катара и США, пообещав им в качестве компенсации большой кусок нефтяного пирога, о котором они уже давно мечтали».

ХОРОШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В пользу этой версии говорит символика оппозиции. Мало кто знает о том, что их красно-черно-зеленый флаг с полумесяцем и звездочкой ранее принадлежал королю Ливии, которого сверг Муаммар Каддафи в 1969 году! И, судя по всему, появился с подачи старых аристократических родов Бенгази, имевших существенное влияние при короле.

Кроме того, по словам наших медиков, накануне восстания в Бенгази появились военные инструкторы из спецслужб Катара, которые и занимались подготовкой революции.

— Те, кто следил за тем, как развивались события, могли убедиться в справедливости сказанного лично, — говорит один из российских нефтяников, бывший майор ГРУ СССР Евгений. — С первого дня революции оппозиционеры действовали четко и слаженно. Разные группы повстанцев выполняли конкретные задания. Одни громили полицейские участки, другие — склады с оружием, третьи — здания, в которых располагались госучреждения. Поверьте, таких случайностей не бывает, стихийно образовавшаяся толпа ведет себя иначе! Я работаю в Ливии более 15 лет. У меня есть много знакомых и на Западе, и на Востоке. И все они подтверждают мои предположения.

ХОТИМ ПЕРЕМЕН!

Впрочем, если бы у простого народа все было хорошо, он никогда бы не поддержал восстание. А реально за повстанцами, как писалось выше, — поддержка половины населения. Дело в том, что ливийцы, которые получили возможность ездить в последние годы по миру, увидели, что в арабских «нефтяных» странах (например, в ОАЭ) уровень жизни намного выше, чем в Ливии. И зарплаты там не 800—1000 долларов в месяц, а в разы больше. «Значит, Каддафи с нами плохо делится доходами от продажи нефти. Надо его убрать и поставить новую власть, чтобы та делилась с нами больше, а мы жили, как в Дубае», — сделали простой вывод многие ливийцы.

«Напомню, на Ливию долгое время были наложены международные санкции, — говорит историк из Триполи. — В том числе экономические. Это произошло из-за того, что после революции 1969 года Муаммар Каддафи при поддержке СССР строил соцреспублику и, пользуясь высокими ценами на нефть, взял на себя финансирование подготовки террористов, которые должны были бороться с западным империализмом. Более того, осуществили несколько терактов, во время которых погибло много людей. В результате, вплоть до 2003 года (именно тогда отец всех бедуинов признал, что был не прав), Джамахирия находилась в состоянии, очень близком к временам застоя в СССР. А ее экономика держалась исключительно на нефти.

Когда же мораторий отменили, в государстве начала развиваться рыночная экономика. Но совсем не так, как положено. Ведь стоявшие у власти представители близких к Каддафи племен проводили реформы с учетом своих интересов и коррупционных схем. И, в конце концов, многим людям это надоело. Тем более что многие из них побывали в Арабских Эмиратах и решили, что в Ливии должно быть так же. А услышав призывы представителей восточной аристократии и радикалов устроить революцию, с радостью к ним присоединились».

ЧТО БУДЕТ С ЛИВИЕЙ?

«Думаю, Ливию ждет судьба Ирака, — говорит эксперт, близкий к украинским спецслужбам. — Все здесь началось с гражданской войны между племенами. И если бы не вмешался Запад, «отцу всех бедуинов» удалось бы ее прекратить. Но теперь шансов мало, и режим Каддафи рано или поздно падет. Если, конечно, НАТО по каким-то причинам не приостановит операцию».

Впрочем, даже в случае победы оппозиции рассчитывать на мир в Ливии не приходится. Прежде всего потому, что сегодня действующие вместе аристократы и радикалы вряд ли смогут поделить власть в будущем, и в Ливии снова начнутся волнения. «Нельзя забывать и о семье Муаммара Каддафи, которая не станет отсиживаться в тени даже в случае его гибели, — продолжает наш собеседник. — У лидера Джамахирии образованные и уважаемые в обществе сыновья. Отказываться от власти они не пожелают. Соответственно, могут организовать партизанское движение». В такой ситуации Катар и США не получат желаемого контроля над нефтяными ресурсами. В условиях хаоса и войны нефть добывать будет трудно.

В выигрыше может оказаться сила, которую ранее не брали в расчет, — арабские националисты из Египта. В экспертных кругах бытует мнение, что реальной целью всей волны революций на Ближнем Востоке был контроль Запада над Ливией. Именно поэтому взорвался соседний Тунис. А вот революция в Египте, где до того правил абсолютно лояльный американцам Хосни Мубарак, была незапланированной. По итогу силы, которые сейчас идут к власти в этой крупнейшей стране арабского мира, настроены отнюдь не прозападно. Это арабские националисты (не исламисты, а вполне современные ребята, которые любят говорить о демократии и общаться в «Фэйсбуке»), охваченные идеей создания огромной арабской сверхдержавы. Установление власти египтян над Ливией с ее огромными нефтяными ресурсами будет первым и крайне важным шагом к созданию такой сверхдержавы — соединив ливийские нефтедоллары и огромное население Египта. Пока никаких поползновений к аннексии Ливии Египет не предпринимает. Никто даже не говорит об этом. Но если страна Каддафи надолго погрязнет в гражданской войне, в какой-то момент братья-арабы из Египта на танках могут выполнить свой «интернациональный долг» и, при молчаливом согласии уставшей от хаоса мировой общественности, взять под контроль ситуацию в Ливии.