Власть запуталась в собственных стратегиях

На модерации Отложенный

Власть запуталась в собственных общественных и политических стратегиях. И пожинает плоды этой путаницы. Количество микровызовов растет по экспоненте: последние два года вокруг все время что-то происходит, совершенно с неожиданных  сторон появляются все новые и новые недовольные. Власть издергана и вручную гасит появляющиеся то тут, то там пожары. Но дрова в этот огонь она подбрасывала сама.

Уже 6 лет правительство проводит подчеркнуто либеральную политику в сфере социального регулирования. Начиная с монетизации льгот, через национальные проекты и до реформирования системы обязательного медстрахования правительство, как алмазом по стеклу, прочерчивает либеральный вектор развития страны. Больше самоорганизации, меньше госпомощи, гарантированные минимумы. Остальное — как заработаете.

Те же 6 лет в политическом смысле власть идет в прямо противоположную сторону. Укрупнение правящей партии и ужесточение норм избирательного законодательства. Отмена выборов и переход на квазивыборные процедуры формирования городской власти. Надувание «Единой России» до единственной «руководящей и направляющей». Жесткие фильтры в федеральных медиа.

В результате — шизофрения. Правительство, либерализуя и освобождая, само формирует новые общественные страты: участников ТСЖ, врачей общей практики, муниципальных активистов. Создает среду, в которой они варятся, — нерегулируемый властью Интернет. И дает пищу для размышлений, открывая базы госзакупок, публикуя декларации чиновников... Граждане и новые, властью же созданные страты радостно вовлекаются сначала в обсуждения, а потом и в атаки на власть. Активисты идут в суды, Общественную палату, пишут письма и хотят получить ответы на свои вопросы.

Но работать с этими вызовами власть не умеет и не может. Именно потому, что политическая нога идет как бы назад — в позднесоветскую архаику. Получается странная конструкция. Политика в так называемой «российской управляемой демократии» должна прикрывать и обеспечивать либеральные, но не очень приятные для населения реформы. Но по ходу претворения реформ в жизнь она вместо того, чтобы работать прикрытием и демпфером, сама становится тормозом и угрозой.

Причина сохранения такой политики проста.

Архаическая политическая машина прикрывает не только либеральные реформы, но и другой, противоположный правительственный проект. Огосударствление командных высот в экономике. Укрупнение госбанков. Формирование «национальных чемпионов» с госучастием. Этот проект для многих давно стал олицетворением коррупции, превращенной чуть ли не в официальную государственную политику. Для таких дел звенящая государственная политархаика подходит значительно лучше: гордость за Родину замыливает вопросы о том, в чью конкретно пользу принимаются решения о создании или насыщении деньгами тех или иных госчемпионов.

В таком состоянии власть встречает большие выборы 2011–2012 годов. С одной стороны, либеральные реформы, набравшие огромную инерцию, записанные во всевозможные стратегии, но при этом увеличивающие проблемы самой же власти не по дням, а по часам — за счет вовлечения в орбиту реформ все новых и новых общественных групп. С другой — курс на создание национальных чемпионов, рост капитала госбанков, государственно-частное партнерство и пр. С третьей — политическая машина, которая может пока прикрывать второй тренд, но уже не может адекватно реагировать на первый.

Что с этим делать, не понятно ни Кремлю, ни правительству. Демонтировать или хотя бы реформировать политическую машину накануне выборов — слишком рискованно. Научить ее работать с новыми вызовами — практически невозможно. Это доказали и дебаты Алексея Навального с единороссом Евгением Федоровым, и готовность «Единой России» сорваться на конфронтацию из-за любой критики в ее адрес. Игнорировать запросы групп общественников, созданных самой властью (вернее, ее либеральным крылом), тоже слишком опасно.

Это тупик, из которого уже нельзя выйти ловким и ни к чему не обязывающим маневром со сменой преемников или новой красноярской речью. Надо выбрать: или союз госкапитализма с нынешним дизайном политсистемы, или новый дизайн, более отвечающий либеральному курсу. В «одном флаконе» и то и другое уже не проживет. На наших глазах власть, либералы и государственники, сплетясь, танцуют вальс монстров на краю пропасти. И судорожно пытаются найти возможность танцевать дальше, ничего не меняя.