Как "плантатор" Обама возмутил бразильцев
На модерации
Отложенный
Недавно в рамках своего латиноамериканского турне президент США Барак Обама посетил крупнейшую страну региона - Бразилию. Та надеялась, что гость из Вашингтона согласится рассмотреть ее кандидатуру как нового постоянного члена Совбеза ООН и объявит о готовности отменить протекционистские меры хотя бы в отношении импорта бразильского этанола.
Первый визит Обамы в Латинскую Америку совпал с 50-летним юбилеем разработанного администрацией Джона Кеннеди плана "Союз ради прогресса", который остановил революционный процесс по кубинскому типу, готовый начаться в ряде стран региона. Судя по всему, он решил остановить и процесс антиамериканской консолидации латиноамериканцев. Потому Обама объявил, что визит будет способствовать "укреплению новых союзов на всем американском континенте".
В преддверии визита отношения США с Бразилией были натянутыми из-за конфликта американцев с прежним президентом Луисом Инасио Лулой да Силвой из-за ядерной программы Ирана. Лула попытался выступить посредником и избежать введения против иранцев новых санкций, но США все-таки протолкнули через Совбез ООН новую антииранскую резолюцию. Кроме того, были трения и по другим вопросам: в отношении переворота в Гондурасе, сотрудничества с Венесуэлой....
Лула не простил США высокомерного отношения, которые расценили его участие как вмешательство "страны третьего мира" в игры "глобальных игроков". Это экс-президент Бразилии продемонстрировал и в этот раз, не явившись на званый обед в честь высокого гостя.
Но с приходом к власти Дилмы Руссефф ситуация изменилась. Новый президент объявила, что, возможно, пересмотрит план покупки 36 французских истребителей "Рафаль", утвержденный прежним правительством. Через десять дней "в ее дверь постучали" министр финансов США Тимоти Гайтнер и конгрессмены республиканцы Джон Маккейн и Джон Барассо, представители военно-промышленного лобби, бессменного правительства США.
Что же, первый контракт на шесть миллиардов долларов стал бы отличным началом "нового союза" - если учесть, что Бразилия объявила о намерении купить 120 истребителей. А продолжением могло бы явиться участие американских компаний в разработке недавно открытых крупных месторождений нефти на шельфе в районе Сан-Паулу. "Когда вы захотите ее (нефть) продавать, мы будем лучшими из ваших клиентов", - сказал по этому поводу Обама.
Но адекватного торга не получилось во многом потому, что американскому президенту было не до него.
Вместо того, чтобы говорить о сотрудничестве, Обама рассуждал только о положении в Ливии. Он лишь похвалил бразильскую демократию, сказал, что Бразилия показала, что диктатура может стать демократией. Бразильцы недоумевали: ведь все мировые СМИ транслировали из Бразилии обамовское "ок" агрессии, а не бразильскому членству в Совбезе ООН.
Кроме того, обстановка накалилась по причине неадекватного поведения охраны Обамы, что вызвало раздражение в Бразилии. Визит должен был начаться с грандиозного митинга в центре Рио-де-Жанейро, где 30 тысяч человек должны были внимать первому черному президенту США. Но зрелище было заменено на протокольный междусобойчик в Муниципальном театре при участии двух тысяч зрителей.
Причин было две: отсутствие интереса со стороны потенциальных слушателей и агрессивное поведение охраны Обамы, которая потребовала передать ей управление обеспечением безопасности президента и присутствия на мероприятии американских снайперов. Бразильцы расценили это как неуважение к своей службе безопасности.
Все эти усилия завязать диалог закончились полным провалом после того, как команда американского президента допустила второй непростительный промах. Перед встречей с бизнесменами некоторые из бразильских министров были подвергнуты процедуре обыска, несмотря на существующее церемониальное дипломатическое соглашение, не допускающее подобное поведение. О каком разговоре о совместных экономических проектах может идти речь, если нет уважения к партнерам?
Обама не назвал бразильцев боливийцами, как это в свое время сделал Рональд Рейган, не споткнулся и твердо произнес по-португальски: "Привет, чудесный город, спасибо всем бразильцам". И это все, что можно записать ему в актив. Переговоры провалились, и дело не только в откровенных организационных и дипломатических промахах президента и его команды.
С самого начала было ясно, что президент США не поддержит Бразилию в ее главном желании стать постоянным членом Совбеза ООН, поскольку Бразилия накануне воздержалась по вопросу голосования резолюции о запрещении полетов над территорией Ливии.
Зачем иметь в Совбезе еще одного несговорчивого партнера? И зачем отменять пошлины на этанол, сталь и другие бразильские товары, если Бразилия не готова оказывать давление на неугодные США режимы блока ALBA? Так что торги отложены до ответного визита Дилмы Руссефф в Вашингтон, который состоится осенью.
Комментарии