Люблю россию я, но странною любовью

На модерации Отложенный На Гайдпарке проводился опрос "гордитесь ли вы тем, что вы русский?". Горжусь. Петров в труде "История Европейской культурной традиции и ее проблемы" обосновывает, что русский язык входит в число шести главных мировых языков (два из них, кстати, "мертвые" - латынь и греческий). На русском творили великие философы, писатели и ученые. Творят и сейчас, просто за накипью из политиков и шоуменов их не видно. Но они соль земли и их трудами стоит мир. Вошедшая в моду политкорректность провозгласила все нации равными. Но это не так - равны не нации, равны лишь их представители, не объединения, которые по определению разнородны, а люди. Представители всех наций равны, но не все нации могут предъявить в качестве взноса в общемировое культурное достояние философов и писателей мирового уровня. Пример - грек и македонянин равны... в принципе, но некоторый снобизм грека и его взгляд свысока оправдан огромным перевесом его культуры. Нам, русским, пора заканчивать с самоуничижением, и даже не потому что оно плохо действует на нас, но потому, что оно плохо действует, прежде всего, на прочие мировые языки, не входящие в число "великих", которые, словно дети малые, остались без примера и возомнили себя пупами земли. Глупости политкорректности, которые заставили великие языки Европы унизиться перед прочими "культурами", признав их равными себе, - это очередная крайность в которую бросился Запад. Это самобичевание в определенной степени представляет собой расплату за века, в течение которых Запад полагал второсортными все прочие нации, весь прочий мир. Мы русские - великий народ... Но - кому много дано, с того много и спросится. Мы великий народ и потому велико оказалось и наше падение. Как сказал Хайдеггер в лекциях "Что зовется мышлением?": "возможность не гарантирует нам то, что мы это сможем". Возможность совершить что-то не означает автоматически, что мы совершим возможное, она предполагает и возможность отказа от выполнения возможного. Итак, мы можем гордиться тем, что имели возможность, что подошли к ней, что великие люди нашего народа своим трудом выковали ее для нас. И мы должны этим гордиться... И должны страдать от того, что возможность была выпущена из рук, если еще вовсе не упущена. Мы должны презирать свой теперешний народ за отступление от данного им предками, за совершенное им предательство. Одновременно - величие и нищета, вызывающие одновременно и гордость и презрение. Н. С. Трубецкой некогда высказался так: "Значительная часть русской интеллигенции, превозносящая романо-германцев и смотрящая на свою родину, как на отсталую страну, которой "многому надо поучиться" у Европы, без зазрения совести пойдет на службу к иностранным поработителям и будет не за страх, а за совесть помогать делу порабощения и угнетения России. Прибавим ко всему этому и то, что первое время приход иностранцев будет связан с некоторым улучшением материальных условий существования, далее, что с внешней стороны независимость России будет оставаться как- будто незатронутой, и, наконец, что фиктивно-самостоятельное, безусловно- покорное иностранцам русское правительство в то же время будет несомненно чрезвычайно либеральным и передовым. Все это, до известной степени закрывая суть дела от некоторых частей обывательской массы, будет облегчать самооправдание и сделки с совестью тех русских интеллигентов, которые отдадут себя на служение поработившим Россию иностранцам. А по этому пути можно уйти далеко: сначала - совместная с иностранцами помощь голодающему населению, потом служба (разумеется, на мелких ролях) в конторах иностранных концессионеров, в управлении иностранной "контрольной комиссии над русским долгом", а там и в иностранной контрразведке и т.д. Эта служба иностранцам сама по себе еще не так опасна и не так заслуживает осуждения, тем более что во многих случаях она будет просто неизбежна. Самое вредное это, разумеется, моральная поддержка иностранного владычества. А между тем при современном направлении умов русской интеллигенции приходится признать, что такая поддержка со стороны большинства этой интеллигенции, несомненно, будет оказана. Вот это и есть самое страшное" Написано было в тридцатые годы прошлого века, кстати. Написано по иному в общем то времени и иным реалиям, но звучит, словно для сегодняшнего дня. Тогда оккупации России не произошло, она случилась сейчас. Достаточно забавно выглядят претензии некоторых товарищей, уехавших на Запад - у вас все плохо и вы не сделали хорошо, потому вот мы уехали. Т.е. ждут, получается, когда наведут порядок, тогда уже они вернутся на готовенькое. С комиссией надо полагать - хорошо ли к их милостивейшему явлению убрались. А то, что они сами, пока жили тут, к этому беспорядку имели точно такое же отношение, как и мы - об этом они не думают. От того, что они приехали на готовое западное, они то точно лучше не стали - они к этому порядку отношения не имеют - не они его создавали.
Все любят жить, где чище и где столы накрыты, но это не значит, что надо кочевать по соседям. Впрочем, даже и современные западные люди, когда сетуют на наши якобы национальные, несовершенства тоже не особо имеют право хвастать своими порядками, поскольку они им достались даром, просто потому что они там родились. Эти порядки создавали их предки - вот они были молодцы. А то получается, что у американцев великая демократия, но треть населения не голосует, великая культура, но почти никто книг не читает (имею в виду серьезные) и т.д. В определенной степени претензии Запада и западников уместны - у нас действительно бардак. Другой вопрос, что западный дядя порядок наводить не будет - ограничится критикой - так оно проще, да и позиция наставника Западу исторически ближе. Порядок наводить придется самим. Насчет либерализма и демократичности, то Запад не прочь навеки удержать на них монополию, поскольку "борьба за свободу" это опробованная стратегия влияния, "мягкая сила", которую он умело применяет там-сям, получая за счет этого вполне реальные барыши. Вот здесь у меня было об этом http://zhurnal.lib.ru . Запад оплот свободы, потому что желает быть монополистом свободы. Меж тем люди в прочем мире живут не глупее, и в принципе учиться способны. Они говорят "спасибо, мы в общем-то поняли". Но лекция продолжается. Их все учат и учат. Здесь недостаточно сказать "фэнк", надо, как у юмориста - "фэнк офф". Мы живем плохо, потому что у нас упала культура. Но упала она не сама по себе, ее валят целенаправленно, потому что народом без культуры управлять проще. Люди высокой культуры с современной системой бы не ужились - она сама исчезла бы, как разбегаются тараканы по щелям в чистом доме, как истаивает снег под лучами солнца. Но оставим пока проблемы культуры и Запада. Оценки Запад всегда на виду, но есть и другой критик и оппонент, которого обычно не берут в расчет. Этот оппонент - Восток. И не какой-нибудь "загадочный Китай", запутавшийся в собственной загадочности, или Индия, завернутая в проблемы, как йог в бараний рог. У нас есть собственный Восток, нами самими заботливо выращенный и выпестованный (впрочем, как и собственный Запад в лице бывшего Варшавского блока, Украины, Молдавии и Прибалтики). И этот наш собственный Восток весьма критично настроен по отношении к России. Как выглядим мы в глазах "восточного гостя"? "Мы приезжаем сюда, выживаем и боремся, - так думают они. - А вы, слабый народ, вы живете на готовом, но не способны ни к борьбе, ни к труду. Ваши женщины сквернословят, ваши мужчины спиваются. Вы не можете ни постоять за себя, ни обрести смысл собственного существования" Культура их не интересует. Они пройдут мимо Толстого и Лермонтова и уж подавно не заметят маленькой полочки в книжном магазине (которая есть, кстати, еще и не в каждом присутствует), где притулились совершенно непонятные для них Булгаков (Сергей, а не Михаил), Бахтин, Бибихин, Лосев, Шпет и прочие. Впрочем, культура не интересует в массе и россиянина, прошедшего в лихие девяностые через Великий Отказ от культуры, каковая была признана ненужной и мешающей (или, во всяком случае, не помогающей) в деле выживания. В массе своей россиянин тот же варвар, что и гость с Востока, только по привычке рядящийся в обрывки культуры. Оказалось, что будучи лишен культуры, он оказался лишен главного стержня, который более простые народы заменяют агрессией, фундаментализмом и шовинизмом. Нашлись, конечно, и те, кто пошли по пути подражания в этом малым языкам, но путь сей представляет собой путь вниз по лестнице развития, возврат на ее более низкие ступени. Они маршируют под стягом, на котором начертано: "Вера, Президент, Отечество", поступь их уверенна, руки тверды, но почему же тогда они время от времени подмигивают?. "Счастье найдено нами" - говорят последние люди и подмигивают" Как выбраться из тупика? В начале работы я привел цитату из Трубецкого. Далее, в той работе, откуда была приведена цитата ("Русская проблема"), он пишет: "Если иностранное иго будет морально поддержано большинством русской интеллигенции, продолжающей преклоняться перед европейской культурой и видеть в этой культуре безусловный идеал и образец, которому надо следовать, - то России никогда не удастся сбросить с себя иностранное иго и осуществить свою новую историческую миссию, - освобождение мира от власти романо-германских хищников. Осуществление этих задач возможно лишь при том условии, если в сознании всего русского общества произойдет резкий перелом в сторону духовного отмежевания себя от Европы, утверждения своей национальной самобытности, стремления к самобытной национальной культуре и отвержения европейской культуры. Если такой перелом произойдет, победа обеспечена и никакая служба иностранцам, никакое физическое подчинение романо-германцам не страшны. Если же этого не произойдет, Россию ждет бесславная и окончательная гибель"