Ответим террором на террор?
Пять лет назад интервью Шамиля Басаева в эфире американского телеканала ABC News вызвало межгосударственный скандал. Министерство иностранных дел России выразило решительный протест. Некоторые российские обозреватели назвали ту передачу "террором в эфире". Ранее интервью с Басаевым, появившееся в канадской газете The Globe and Mail, МИД РФ расценил как материал, который "граничит с пособничеством терроризму".
Интервью с бандитами, с персонами за гранью закона - сложный и противоречивый момент в журналистике. Он регулируется лишь этическими кодексами и здравым смыслом авторов, редакторов, хозяев СМИ - законодательного регулирования, запрета, ограничения в большинстве стран нет.
В России - есть. Десять лет назад в закон о средствах массовой информации и в закон о борьбе с терроризмом внесли поправки, которые запрещают "трансляцию высказываний террористов, экстремистов и иных лиц, препятствующих осуществлению контртеррористических операций, пропагандирующих и/или оправдывающих сопротивление таким операциям в любой форме".
Тем не менее не где-нибудь, а на телевидении, в эфире канала Рен-ТВ, принадлежащего банку "Россия", который возглавляет давний друг премьер-министра Путина, вдруг появился человек в маске и заявил: "Мы будем убивать их детей, чтобы они на своей шкуре испытали, как это больно".
Журналисты представили его как лидера антиваххабитской народной организации или даже движения "Черные ястребы", выступающего от имени народа: "Мы - простые жители республики". То есть как бы самодеятельного борца с бандитами: Положительного героя нашего времени. Который заявил, что будет убивать детей. Детей террористов, разумеется. Это, по мнению телеканала Рен-ТВ, позволительно.Насколько известно, ни в Англии, ни в США, ни в Канаде ни одна газета, радиостанция или телеканал, где предоставляли слово Басаеву, не транслировали ничего подобного. Тут мы переплюнули в экстремизме самого Басаева. Исходя из российских законов, человека в маске надо немедленно арестовать и судить по статье "Экстремизм". Данные о нем обязана дать редакция Рен-ТВ. Отказать спецслужбам, ссылаясь на закон об анонимности источника информации, редакция не имеет права - когда речь идет об убийстве или угрозе убийства, этот пункт закона о СМИ не действует.
Однако ни в ФСБ и прочих СБ, ни в Роскомнадзоре, следящем за экстремистскими высказываниями в прессе, даже ухом не повели. Помнится, там в свое время ополчились на сайт газеты "Коммерсант", где было помещено интервью чеченского (ичкерийского) военного и политического деятеля Ахмеда Закаева следователю Скотленд-ярда и следователю Генеральной прокуратуры России. Вынесли первое предупреждение (после второго можно закрывать) и даже обратились в Генеральную прокуратуру... Хотя вопросы Закаеву задавались, как зафиксировано в стенограмме, "от имени и по поручению русских властей". В то же время (когда выносилось предупреждение "Коммерсанту") на многих сайтах рекламировалась книга "Повесть об Адольфе Гитлере" - пересказ "Майн кампф", сделанный "специально для юношества, доступный даже ребЕнку". Воспевалось величие Гитлера и предрекалась победа нацизма на российской земле. Для наглядности текст иллюстрировался картой России с распластанной на ней фашистской свастикой и надписью крупными буквами: "Россия принадлежит нам!"
Тогдашняя Россвязьохранкультура (нынешний Роскомнадзор) в упор не замечала ни текста, ни рекламы, ни рисунка. Точно так же нынче в охранно-цензурном ведомстве не заметили угрозы убийства, прозвучавшей по федеральному телеканалу. А также одновременно распространенного по каналам прессы обращения этих самых "черных ястребов" к некоему "амиру" боевиков Аскеру Джапуеву: "Если твоими лесными бандитами будут предприняты какие-то активные действия по отношению к жителям Кабардино-Балкарии, то "Черные ястребы" начнут карательные действия в отношении любого члена рода твоих бандитов...
Каждого из них постигнет кара".
Впрочем, может, в Роскомнадзоре и заметили беспрецедентное предоставление федерального телеэфира экстремистам. Может, даже хотели что-то предпринять. Но тут выступил с заявлением первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин: "Это такая гражданская война с бандподпольем. Я выскажу парадоксальное мнение: я считаю, что местным правоохранительным органам надо не бороться с этими приличными людьми из "Черных ястребов", которых достали ваххабиты, а использовать их, поскольку они могли бы стать хорошим информационным каналом".
Итак, мы имеем одобренный высоким представителем власти призыв к гражданской войне. А также "террор в эфире". Может, уже и не только в эфире. Два дома, где живут родственники людей, подозреваемых в участии в "незаконном вооруженном формировании", неизвестные лица закидали гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Оставив записку: "Если ваш сын еще раз убьет жителя Кабардино-Балкарии, вас уничтожат. Черные ястребы - антиваххабиты".
Выступление "черного ястреба" по Рен-ТВ и поддержка Торшина укрепили подозрение, что здесь мы имеем не просто очередной "проект" спецслужб, а "проект" самой власти. Уж чем-чем, а федеральным эфиром Лубянка не распоряжается - это ресурс, подчиненный высшим сферам. Возможно, ставится цель не только развязать руки спецслужбам, прикрыть действительными или мифическими "ястребами" грядущие бессудные расправы, а нечто большее - некий новый этап в контртеррористической и идеологической войне на Кавказе.
В любом случае результат известен заранее.
Если сейчас на корню не пресечь якобы народное "движение" якобы "ястребов", Кавказ захлестнет кровавая вакханалия. Пока государство и только государство осуществляет свое законное право на насилие, пока оно не уступает никому это право, оно является государством и, таким образом, сохраняет хотя бы видимость порядка и законности. В противном случае ставится под угрозу само государство.
Это вроде бы аксиома.
Однако в действительности мы имеем федеральный центр, который как бы ненароком провоцирует гражданскую войну в подчиненном ему регионе, абсолютно уверенный, что до Москвы-то она не доберется. Правило "разделяй и властвуй" никто не отменял. В кровавой мути ловится большая политическая рыба.
До какой степени междоусобной смуты доведен Кавказ, можно судить по высказыванию руководителя Следственного управления по Кабардино-Балкарии Валерия Устова: "Были совершены два убийства - в Нальчике и Заюково. Жертвы - обычные граждане. Не исключается причастность к убийствам "Черных ястребов". Оба убитых - из числа молящихся, однако не были замечены в какой-либо противоправной деятельности".
"Из числа молящихся". Однако и "не замечены". Или "не замечены", однако "из числа молящихся". Понятно, молящихся по ваххабитскому канону, а не по официально утвержденному.
Кровавая муть, в которую погружен Кавказ, способствует и более или менее легкому управлению остальной Россией, остальным населением. Ведь в подсознании сидит: "Не такое нынче время, / чтобы нянчиться с тобой! / Потяжеле будет бремя / Нам, товарищ дорогой!"
Проект "Черные ястребы", судя по всему, провалится. Против него выступают старейшины да и сама региональная власть. В маленькой республике, наверно, быстро определят, кто есть кто. И насколько "лидер ястребов" имеет отношение к "простым жителям".
Комментарии
И в этот период,определения,так сказать... финансовые влияния растут и растут...
ВСЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАНАМ РОССИИ
Cправка:
Григорий ЧЕКАЛИН —
Бывший заместитель прокурора города Ухта Республики Коми, занимал эту должность в 2007-2008 годах. До этого с 2004 года работал следователем в том же городе. В 2009 году выступил с открытым видеообращением к президенту, в котором заявил о том, что высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов были причастны к подтасовке материалов следствия по делу о поджоге ТЦ "Пассаж" в Ухте в 2005 году. После этого против него были возбуждены дела о даче заведомо ложных показаний и мошенничестве. По первому обвинению был признан виновным в декабре 2010 года
См. статьи «Новой»:
Разжигатели мести. Арестован прокурор Чекалин, обратившийся с видеообращением к президенту
Возьмите огонь на себя. Как проводилось следствие по делу о поджоге торгового центра в Ухте, которое находилось на личном контроле генпрокурора
Большинству из вас хорошо известны причины и обстоятельства привлечения ме...