США мечтают затащить Россию в свою "палатку"

На модерации Отложенный

Американская администрация намерена и дальше работать с Россией на предмет создания совместной системы ПРО. Правда, пока непонятно, что же это такое, зато США уже дают понять, что в свою собственную ПРО они Россию не пустят.

Выступая на конференции в Вашингтоне, организованной пентагоновским Агентством по ПРО и Американским институтом аэронавтики и астронавтики, которая была посвящена ПРО, заместитель госсекретаря США Эллен Тошер постаралась внести ясность в этот вопрос, но в результате еще больше запутала понимание ситуации.

С одной стороны, Тошер выразила надежду на то, что «скоро удастся заключить договоренность» с Россией о сотрудничестве в сфере ПРО, сообщает ИТАР-ТАСС. По словам замгоссекретаря, обсуждение Вашингтоном и Москвой проблематики ПРО «ведется одновременно по двум каналам - двусторонней президентской комиссии, учрежденной лидерами двух государств в июле 2009 года, а также в рамках Совета Россия - НАТО».

«В России сейчас находится министр обороны Роберт Гейтс, - продолжила Тошер. - Я также встречалась со своими российскими коллегами две недели назад в Москве и снова буду обсуждать с ними вопросы ПРО в ближайшие выходные дни в Брюсселе».

То, что переговоры ведутся, причем интенсивно и сразу по нескольким каналам, - и впрямь не секрет. Только непонятно, чего же обе стороны хотят совместно создать по их итогам.

К примеру, постпред РФ при НАТО, спецпредставитель президента РФ по взаимодействию с НАТО по ПРО Дмитрий Рогозин считает, что Россия должна участвовать в проекте создания системы противоракетной обороны для Европы (ЕвроПРО), но не в проекте континентальной ПРО НАТО. «Главный вопрос - будет ли ПРО НАТО в Европе или ЕвроПРО, потому что ЕвроПРО - это система с участием России, ПРО НАТО - это отдельная схема упакованной в натовские «одежды» американской системы противоракетной обороны, третья и четвертая фазы которой, в общем-то, уже угрожают российскому стратегическому потенциалу», - объясняет Рогозин.

«Сейчас сложно сказать, какой будет ЕвроПРО, но мы точно знаем, какой она не должна быть. Она не должна в итоге создавать дополнительной угрозы участникам евро-атлантического пространства и создавать новых стен между Россией и Западом», - подчеркнул российский постпред.

Впрочем, у его американской коллеги - схожее видение ситуации. Она, со своей стороны, подчеркивает, что США «никогда не согласятся на какие-либо ограничения» со стороны России в разработках и развертывании систем ПРО. Не идет речь и о создании объединенной натовско-российской системы ПРО в Европе, добавила она. «НАТО будет защищать НАТО, а Россия - Россию», - заявила Тошер, кстати, отвечающая в Госдепе США за вопросы международной безопасности и контроля за вооружениями.

В то же время, по ее словам, «США хотят, чтобы Россия была вместе с ними внутри палатки под названием ПРО, а не за ее пределами».

«У нашего сотрудничества по ПРО есть большой потенциал, - говорит Тошер. - У России есть ценные элементы противоракетной системы, к примеру, РЛС. Мы могли бы начать с обмена информацией о пусках, совместных учений». Но и она вслед за Рогозиным констатирует, что разногласия остаются, и «достичь договоренности будет нелегко». «На это потребуется время, - сказала она. - Но если удастся договориться, то между двумя странами начнется настоящее партнерство по ПРО». Однако как конкретно оно должно выглядеть, и в чем должен быть представлен вклад в нее каждой из сторон, она так внятно и не объяснила.

А выступивший на той же конференции старший помощник заместителя министра обороны по политическим вопросам Джеймс Миллер не придумал ничего лучшего, чем, наверное, в 1001-й раз за последние 10 лет (с денонсации США Договора по ПРО в 2002 году, если точнее) заявить, что разворачиваемая в Европе система ПРО «абсолютно не направлена на подрыв стратегического баланса сил с Россией».

И, разумеется, как рассказывал нам еще старина Буш, она нацелена на защиту от Ирана и КНДР. «Россия должна это понять, - клялся и божился Джеймс Миллер. - Данная система призвана отразить угрозы со стороны таких стран, как Иран и Северная Корея. Даже если США и Россия уменьшат свои ядерные арсеналы ниже уровня в 1550 боеголовок, предусмотренного новым Договором о СНВ, создаваемая в Европе система ПРО не нарушит стратегическую стабильность». И это - такая же правда, как созданное Саддамом Хусейном оружие массового поражения, или геноцид албанцев в Косово, устроенный сербами, честное американское.

Ситуацию комментирует вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:

- Сама идея создания общей американо-евро-российской системы ПРО выглядит нонсенсом. Есть американские технологии ПРО, есть российские технологии, и совместить их в одну систему, да еще применительно исключительно к Европе, невозможно.

Не будем уж говорить о том, что почти все европейские страны входят в НАТО, где безоговорочно лидерствуют США, и от этого лидерства они не собираются отказываться. Далее, общая ПРО предусматривает единую систему управления, и соответственно, Россия должна получить к ней равный доступ. Сегодня, однако, уже существуют единые центры принятия решений и оперативного управления всеми системами НАТО. И представителей России туда никто не пустит, да еще с правом на осуществление контрольных функций.

Фактически вся эта «совместная ПРО» сводится к обмену РФ и НАТО информацией о ракетных запусках. Но этим мы и так занимаемся, без всяких «единых ПРО». Единственное, из-за чего те же США могут быть заинтересованы в играх в «единую ПРО», - это возможность использовать российские РЛС, ну, и, конечно, вести разведку нашей системы управления ракетами и противоракетами. А что получат наши военные от участия в такой лавочке - вообще непонятно.