Порядок по финансовой вертикали

Желание Алексея Кудрина ограничить заимствования государственных корпораций вполне обосновано. Государственные экономические субъекты пользуются на рынке своим статусом, обеспечивая размещение долгов. Однако менеджмент таких компаний отличается весьма низкой эффективностью, а отвечать по долгам, в итоге, приходится самому государству.

Пример «АвтоВАЗа» в российской экономике стал знаковым. Компания набрала значительный объем долгов, но даже в благоприятный 2008 г. не смогла показать хорошие финансовые результаты. В итоге, наступивший кризис поставил отечественного производителя бюджетных автомобилей на грань выживания. После длительных криков о помощи и указаний на социальные последствия, «АвтоВАЗ» добился прихода своего гаранта по долгам. Государство рефинансировало задолженность «АвтоВАЗ» и вложилось в его развитие. Причем суммы на развитие оказались значительно меньше, чем покрытие прежних задолженностей компании.

Если рассмотреть другие государственные компании и корпорации, то можно заметить, что их финансовая дисциплина далека от блестящей. Пользуясь гарантиями государства, менеджмент набирал долги в «тучные» годы, обеспечивая весьма скромные финансовые результаты. В условиях значительных перспектив эта стратегия могла работать достаточно долго. Однако кризис поставил в сложное положение не только бизнес, но и государства, о чем говорят проблемы в Дубаи и Греции.

Недавно агентство SNP пересмотрело рейтинг России в благоприятную сторону, но рейтинги имеют свойство меняться.

Если государство будет вынуждено нести долговое бремя не только бюджетных расходов, но еще и государственных компаний, то очень скоро можно ожидать обратного хода со стороны рейтинговых агентств. Если же кредитный рейтинг государства будет пересмотрен, то это сделает процесс размещения долговых обязательств менее комфортным и более дорогостоящим, что, как вполне очевидно, вряд ли устраивает финансовые власти страны.

Поэтому, когда свободные средства из стабилизационных «заначек» начали истощаться, стало очевидным, что прежняя вольготная жизнь государственных корпораций подходит к концу. Ранее государственные гарантии раздавались без особой оглядки на качество управления, но за последний год на государство свалилось столько проблем, что где-то там, в глубине государственной души, зашевелился прежний стресс, полученный в 1998 г. Если же старые раны начали болеть, то перемены не заставят себя долго ждать.

Сам Алексей Кудрин признался, что в правительстве не ожидали столь сильного спада в экономике страны, который по итогам года может составить 9%. Столь неприятная неожиданность может заставить мобилизоваться кабинет министров: премьер еще помнит сложный 1999 г.