Любишь петарды — проверься у психиатра
Однажды в руки мне попал список предновогодних закупок одной нашей знакомой. В перечне традиционных затрат на всевозможные деликатесы к столу, шампанское, подарки родственникам и друзьям был и пункт «салюты». Меня удивило не само желание человека запускать в новогоднюю ночь всевозможные «бабахалки» и «взрывалки», а сумма, которую собиралась потратить на всю эту пиротехническую ерунду женщина, - 15 тысяч рублей! На эти деньги можно было спокойно поехать отдохнуть в хороший дом отдыха на неделю, а если немного добавить, то и за рубеж к теплому морю всей семьей.
- Да Ленка еще в школе любила всякие бомбочки делать и во дворе взрывать, - рассказала моя супруга про свою школьную подругу. - Ее хлебом не корми, дай что-нибудь поджечь или на воздух пустить. Ее даже из школы в 8-м классе хотели исключить за то, что под стул математику какой-то пистон подложила. Простили только потому, что круглой отличницей была, до золотой медали одного балла не хватило. Зато Бауманку с красным дипломом окончила. В общем, у каждого свои заморочки.
Такие бессмысленные затраты для человека со средним достатком тогда мне были совершенно не понятны. Ну, ладно мы, мужики, у нас в крови милитаристская жилка - взорвать, пострелять, покуражиться в меру, так, чтобы на выпивку с друзьями осталось... Но женщина, мать двоих детей!..
Не скрою, и у меня в детстве было любимым занятием поджигать летом тополиный пух, жечь костры на пустырях, запускать ракеты из горючей кинопленки, класть на трамвайные рельсы капсюли от охотничьих патронов (тогда их свободно продавали в магазине «Охотник» на Кузнецком мосту). Но с возрастом все эти пиротехнические шалости прошли сами собой - пришло понимание того, какие мы были дураки: славу богу, не сожгли школу и никто не стал инвалидом.
Сегодня не берусь даже приблизительно подсчитать, какое количество кровно заработанных рублей сжигают в небе на новогодние праздники москвичи в виде всяких фейерверков, салютов, хлопушек и петард. Думаю, миллионы - на радость производителям и продавцам взрывной продукции.
Не буду занудствовать, говоря, насколько эти огненные забавы опасны для здоровья и жизни, сколько причиняют хлопот МЧС, милиции и простым гражданам, желающим более тихо и камерно провести новогоднюю ночь. Хотелось бы посмотреть на проблему новогодних огненных шоу с другой стороны. Может быть, чрезмерное увлечение всякого рода пиротехническими забавами - это некое отклонение в психике людей, готовых взять и за несколько минут пустить по ветру свой месячный заработок?
С этим вопросом я обратился к врачу-психиатру Вадиму Стрекалову, специалисту по всякого рода маниям.
- Чрезмерное увлечение пиротехникой можно считать психическим заболеванием? - задаю вопрос специалисту.
- Пиромания - это довольно серьезное психическое заболевание и в чистом виде не встречается - как правило, идет рука об руку с маниакально-депрессивным психозом или параноидальным синдромом. Казалось бы, огонь и все его проявления - удары молнии, взрывы, пожары, извержения вулканов - должны сигнализировать психике человека о повышенной опасности, побуждать спасаться бегством либо вступать с огнем в единоборство, преодолевая страх, опять-таки чтобы спасти себя и свое имущество. Но тогда возникает логичный вопрос: почему многие люди тянутся к огню, испытывают необыкновенный психический подъем и даже эйфорию при виде пожара или, как в нашем случае, от взрыва в небе разноцветного салюта?
Да благодаря все тому же животному страху, когда в кровь выделяется адреналин и человек начинает, как наркоман, испытывать наслаждение. И оно может быть довольно сильным. Я знал одну пациентку, которая испытывала оргазм с партнером, если в комнате стояла канонада артиллерийских орудий и всполохи от разрывов бомб - специально для этого дела ей муж даже соорудил установку с цветомузыкой. Когда стали выяснять причины столь необычного поведения, выяснилось, что еще в первую чеченскую войну у нее были сексуальные отношения в подвале дома во время обстрела. Как женщина сама потом призналась, она думала, что занималась «этим» в последний раз - как говорится, помирать, так с удовольствием...
Другой пример. Один подросток поджигал в деревне брошенные сараи. Испытывая при этом страх и необыкновенную эйфорию одновременно. Я не исключаю, что ваша знакомая, тратя на новогодние фейерверки большие деньги, испытывает от их запуска именно сексуальное удовольствие или таким образом максимально к нему подготавливается, или ей просто нужны зрители, восхищающиеся ее действиями.
- А можно ли вообще называть человека пироманом, если он испытывает страсть к запусканию всяких салютов и фейерверков?
- Нет, конечно. Пиромания - это все-таки довольно тяжелое психическое заболевание, связанное с проявлением агрессии и опасным для общества поведением. Человек, страдающий таким психическим расстройством, чаще всего скрывает свои намерения. Совершает поджоги тайно, тщательно вынашивая свои планы, потому что осознает: если его поймают на месте поджога, то он понесет за содеянное серьезное наказание. Бывали случаи, когда пироманы поджигали дома с жильцами и торговые центры вместе с сотнями посетителей, а затем наблюдали со стороны, как в огне гибнут люди. Некоторые пироманы после поджога даже принимали участие в тушении пожара и помогали спасать людей...
В общем, пироманы прежде всего социально опасны. В нашем же случае явной опасности и агрессии к окружающим нет. Но любая ярко выраженная страсть - уже отклонение от нормы и один из способов самовыражения. Известно ведь, что люди делятся на две категории: одни любят созерцать всевозможные зрелища, другие - их устраивать. «Салютоманы» относятся ко второй категории: устраивая для других огненное шоу, сами при этом испытывают не меньшее удовольствие.
- А может ли страсть к запусканию петард со временем развиться в пироманию?
- Вряд ли. «Петардоманам» прежде всего нужна восторженная аудитория, как профессиональному артисту - большая сцена, масса поклонников и аплодисменты. Дайте самому заядлому маньяку любое количество всевозможных салютов и оставьте его одного в чистом поле без единого зрителя, и он не сделает ни одного выстрела.
- Следовательно, если к увлечению такого человека домочадцы будут равнодушны и ему не перед кем будет демонстрировать «свое искусство», эта страсть потухнет сама собой?
- Скорее всего. Обычно такие люди прикрывают свои действия желанием доставить удовольствие детям, домочадцам и друзьям. Потом, когда дети подрастают и начинают понимать, сколько все это стоит, сами остановят родителя. Скажут: «Давай купим лучше на праздник что-то действительно полезное и нужное».
Так что бороться с любителями пиротехники довольно просто. Прежде всего надо стать равнодушным к их стремлению покупать к празднику как можно больше всевозможных «стрелялок».
Комментарии