Чему Россию научил кризис

Власти хотят уйти от сырьевой зависимости. Перейти на путь инноваций. Все правильно. Только тут решают не призывы. А экономический механизм. Кризис сорвал с него крышку. Похозяйничал внутри. Сейчас отступает. Что оставляет? Давайте разберемся.

Банковская система. Понесла численные потери. Коих, впрочем, экономика и не заметила. Клиентам стало лучше: переместили деньги в надежные кредитные учреждения. ЦБ тоже выиграл. Избавившись от мороки с контролем, проверками, отзывом лицензий. А вот некоторым бестолковым банкирам стало хуже. Потеряли бизнес. Туда им и дорога. Осталась, правда, проблема "плохих" долгов. После ее решения система будет готова к новым свершениям. Уверен, что справится. Стала мускулистой. Сбросив лишний вес.

Центральный банк. Сработал классно. Не допустил крушения рубля. Паники. Отъема сбережений. Выглядит солидно. Особенно на фоне европейских банковских национализаций и фактического исчезновения американских инвестбанков. Осталось наладить процентную политику. В других странах так: если ЦБ двинул ставку (вверх или вниз), банки послушно идут в ту же сторону. У нас же дисциплина хромает. Ничего, воспитает... Наш Центробанк обрел немалый международный авторитет. Находится на вершине мирового банковского бизнеса. Вместе, скажем, с немецким Бундесбанком и Федеральной резервной системой (ФРС) США. Как там оказался? Кризис подсадил. Точнее - борьба с ним.

Минфин. Действовал столь же успешно. Создал весомые резервы. Сохранил, обезопасив от происков невежд и пройдох. Вовремя пустил в ход. Надо бы их восстановить. Как только вновь обретем профицит. Ведь депрессия-то не последняя.

Продырявив бюджет, кризис погнал наше правительство на мировой финансовый рынок. Туда ему и дорога. В хорошем смысле слова. Там находятся их коллеги из многих стран. Приобретая не только деньги, но и правду о состоянии своих экономик. Ведь рынок всегда знает больше любого нобелевского лауреата...

Если удается разместить много бумаг, на длительный срок и под небольшой процент, то оно сравнительно хорошее. И наоборот. Государство еще выполнит роль путеукладчика. Проложив дорогу частным корпорациям и банкам. Год назад кризис их оттуда выгнал. Власти вернут.

Социальная политика. За последний год чиновники сделали для народа больше, чем за предыдущие пять лет. Повысили пенсии. Гарантии по банковским вкладам. Наводят порядок с ценами на лекарства. Открыли доступ к материнскому капиталу. Организуют общественные работы. Наконец-то обратили внимание на моногорода... Почему надо было дожидаться мирового спада, чтобы позаботиться о собственных гражданах? Непонятно.

Еще на сограждан набросилась безработица. Дама кусачая. Но ведь не до смерти. Учит. Разъясняя труженикам, что наличие рабочего места - великое благо. За него надо цепляться. Доказывая право на обладание ежедневным самоотверженным трудом. А это как раз то, что сейчас нужно нашей экономике.

Эффективность. Повышается повсеместно. Любое "живое" предприятие экономит на всем. Снижая затраты на единицу продукции. Иначе - банкротство. Один из самых умных российских губернаторов назвал такой процесс "дехалявизацией" экономики. И он прав. До кризиса можно было укрываться в каком-нибудь картельном убежище. И жить себе припеваючи. Безнаказанно повышая цены. На халяву. Мировой спад налетел как цунами. Затопил все тайные норы. Поставил капиталистов перед выбором: эффективность или смерть. Бизнеса, разумеется.

Вывод: кризис свое дело сделал. Очистил банковскую систему от финансового мусора. Вывел ЦБ и Минфин на мировой уровень. Обеспечил "дехалявизацию" всей страны. Заставил усилить социальную поддержку населения. Двинул вверх эффективность. Теперь все в наших руках. Наступил момент истины. Воспользуемся шансом - перейдем на инновационный путь развития. Прошляпим - пенять будет не на кого.