События в Ливии глазами очевидцев. 9-10 марта 2011 года

На модерации Отложенный

Обстановка в ливийской столице и в западном регионе в целом, по-прежнему, остается спокойной, жизнь окончательно пришла в норму, открылись даже те магазины, которые еще были закрыты на прошлой неделе. Ничего уже не напоминает о волнениях 2-3 недельной давности. Прилетевший белорусский самолет МЧС вылетел в Минск полупустым (на нем эвакуировалось небольшое количество белоруссов, россиян, украинцев и иностранцев).

Отдельно для родственников российских и украинских врачей и других специалистов, сообщаем более детально, поскольку после откровенной дезинформации со стороны СМИ, люди впадают в панику. Итак, в западном регионе действительно все спокойно, оснований для опасений нет, в частности, все благополучно: 

- на западе от Триполи – в Сурмане и Сабрате; 

- на юге и юго-западе от Триполи в горах – в Гарьяне и окружающем его районе (оттуда приезжали люди, лишь несколько раз проверяли на блокпостах, причем блокпосты обычные, без бронетехники), в Ефрене, Зинтане; 

- на востоке от Триполи – в Гарабулях, Хомсе, Мисурате (в Мисурате на этой неделе уже совсем спокойно, боевые столкновения откатились далеко на восток).

Для предотвращения координации действий «оппозиции» и провокаторов через социальные сети, с вечера прошлого четверга в Ливии отключен интернет; связываться приходится только по телефону, в этой же связи невозможно организовать отсылку фото и видеоматериалов.

В СМИ уделяется особое внимание городу Завия, поэтому мы попросили наших товарищей предоставить более подробную информацию о событиях в нем. 

Действительно, Завия является единственным городом на западе страны, где сохраняется некоторая напряженность. В нем остаются люди, сочувствующие «оппозиции», поэтому, чтобы избежать координацию действий внутренней «пятой» колонны и диверсионных групп, действующих в западном регионе (их главной целью является нефтеперерабатывающий завод в Завии), 2 дня назад в городе Завия была отключена мобильная связь. Поэтому все рассказы западных и российских СМИ о том, что из Завии звонили какие-то местные жители и рассказывали о том, что город завален трупами – вымысел. Это невозможно было сделать технически. Мы получаем информацию о происходящем в городе от людей живущих в Триполи, но работающих в Завии (полчаса езды на машине от Триполи).


В Завии в эти дни ситуация была спокойной, магазины были открыты, город продолжает жить в своем обычном режиме, никаких разрушений, о которых пишут некоторые СМИ нет. Проезжая по городу, наши товарищи ничего необычного в городе не заметили.

Однако 9 марта в Завии все же произошли отдельные перестрелки, но не в самом городе, а в районе нефтеперерабатывающего завода. Важен факт, что объектами нападений боевиков становятся стратегически важные места — в первую очередь предприятия, связанные с нефтяной сферой. Очевидно, что такими действиями боевики пытаются подорвать экономику страны. Ливийской армией были пресечены попытки группы диверсантов напасть на НПЗ, а также проникнуть в город, где к повстанцам присоединились небольшие группы местных боевиков (для осложнения координации их действий и была отключена мобильная связь).

В госпиталь поступили раненые, причем с обеих сторон – как ливийские военные, так и боевики; ни о каких «мирных демонстрантах» речь не идет. Диверсанты были хорошо вооружены, в частности, гранатометами, причем у них было оружие, не стоящие на вооружении ливийской армии. Ливийских военных особенно удивил интернациональный состав нападавших, в частности, присутствие афганцев. Для предотвращения возможных провокационных вылазок бронетехника была приведена в боевую готовность, однако в сам город она не вводилась, артиллерия во время столкновений не использовалась. Доказательством этого является факт отсутствия разрушений в Завии.

10 марта в Завии все было спокойно, перестрелки не возобновлялись.

Восток. В связи с провалом попыток «наступления» бенгазийских мятежников и окончательным провалом «блицкрига» против Ливии, американским и британским командованием главный упор сделан на диверсионную войну и поддержку сепаратистов в пограничной зоне Рас-Лануф — Адждабия. Для этого направлены новые группы диверсантов для осуществления диверсий на объектах нефтяной инфраструктуры Ливии (судя по всему, в четверг им удалось взорвать одну из цистерн для хранения нефти). После задержания групп голландского и британского спецназа для этого используются, главным образом, арабы-иностранцы и ливийские эмигранты.

С другой стороны, интенсифицирована работа по подготовке и обучению боевиков из числа сепаратистов на востоке, куда направлены новые партии оружия (в частности, гранатометы и ПЗРК) и новые инструкторы (тоже, главным образом из числа арабов-иностранцев). 

Чтобы была понятна специфика ситуации в районе Рас-Лануф – Брега нужно вспомнить, что правительственные войска с самого начала беспорядков получили приказ не стрелять по демонстрантам, а лишь охранять военные объекты и пресекать нападения на них. Войска, отправленные в этот район для охраны объектов нефтяной инфраструктуры, получили также приказ не входить в населенные пункты. Подтверждением этого являются рассказы российских специалистов, эвакуированных из Рас-Лануфа - когда они обратились к военным с просьбой поставить охрану для защиты от боевиков, командир ливийского военного подразделения не смог этого сделать, так как имел приказ не входить в кэмп; однако было налажено патрулирование прилегающих дорог, что и обеспечило безопасность россиян до их эвакуации. 

Таким образом, войска занимаются охраной стратегических объектов, портов и НПЗ, практически не вмешиваясь в ситуацию в прилегающих к ним городам. В ходе вылазок боевиков ливийским военным приходится применять оружие и тогда появляются убитые и раненые. СМИ выдают те или иные перестрелки за «кровопролитные бои» с применением авиации и артиллерии - но тут же приводят данные о потерях в несколько человек, что маловероятно, если такие бои действительно происходили. Ни одного самолета ливийских ВВС группы иностранных журналистов, в большом количестве присутствующие на Востоке страны заснять так и не смогли, несмотря на то, что информация о бомбардировках повторяется едва ли не с самых первых дней мятежа в Ливии.