Поэт Н.Некрасов, еврейские банкиры и Дэн Сяопин
На модерации
Отложенный
Попалась мне сатира Н.Некрасова «Балет». Не очень актуальное чтение и не очень высокая поэзия. В современных терминах - блог в стихах. Написан в 1866г. в пореформенное время, несколько похожее на наше. Поэт по-журналистски подробно все это фиксирует. А ситуация такая. Помещики лишились бесплатной рабочей силы. Их доходы упали. «Отчего оголело дворянство неприятно и речь затевать». Упал спрос на рынке: «Сбыта нет самой модной новинке» и т.п. На фоне всеобщего безденежья он выделяет преуспевающих: «В этих ложах - мужчины-евреи, Или греки, да немцы в крестах».
Поэт был хорошо осведомлен, был в теме. Он руководил и владел влиятельным и прибыльным СМИ - журналом «Современник», где среди прочих публиковались и известные экономисты. Действительно, бурно растет новая экономика, требуются кредиты, возникают банки. В это время возникло 33 акционерных банка и более 200 городских. Владельцы и управляющие успешных банков процветают. Поэт почему-то не задается вопросом: отчего так? Почему, собственно, большая часть партера (описывается театр, Мариинка) стонет от безденежья, а в ложах бельэтажа «бриллиант по ореху в ушах».
Рассмотрим типичных, как говориться, представителей - братьев Поляковых. Самый известный из них - Самуил Поляков, один из сыновей мелкого лавочника. Стартовый бизнес - частная почтовая станция (такой себе, станционный смотритель Белкин). Впоследствии строитель железных дорог, построивший четверть всех дорог Империи, основатель могущественных банков, владелец и строитель шахт и заводов. Филантроп и меценат. (Можно вспомнить еще об одном вкладе семьи Поляковых в русскую культуру. Великая Анна Павлова, по некоторым источникам, - внебрачная дочь Лазаря Полякова).
Другой типичный представитель - выдающийся украинский заводчик и банкир Алексей Кириллович Алчевский. Сын владельца лавки колониальных товаров. Начинал с небольшого чайного магазина. Создал несколько успешных банков, построил огромный по тем временам металлургический завод (ныне Алчевский меткомбинат), строил шахты и фабрики. Филантроп и меценат. В частности, поставил первый памятник Т.Шевченко в Харькове.
Кстати, оба предпринимателя разорились, а Алчевский и вовсе покончил собой. Молодой российский капитализм не подозревал о возможности спадов и кризисов, а реформы предоставляли возможности, но не гарантии.
Почему эти люди, без стартового капитала, часто без специального образования, лишенные связей, друзей и родственников во власти (а без этого бизнес в России всегда был сильно затруднен) добивались успеха, а зрители из партера, по преимуществу, представители чиновничества и известных дворянских родов в это время жалуются на жизнь? В «Анне Карениной» Стива Облонский приходит к железнодорожному королю, которому Л.Толстой дал узнаваемую «сэвовскую» фамилию - Болгаринов, просить места.
Почему не наоборот? Ведь у Стивы прекрасные связи, есть образование и был некогда капитал. Видимо, потому что, во-первых, предпринимательский талант редок, а во-вторых, в сословном обществе энергия аутсайдеров, как вулканическая лава, прорывается при первой же возможности.
Классик особое внимание уделяет евреям, выразительный портрет одного из которых он приводит: «...телец золотой, Воплощенный в седом иудее, потрясающем грязной рукой Груды золота...». Возникают те же вопросы. В этом случае старт еще более затруднен. Для них просто въехать в столицу - очень сложная задача, плюс сильное недоброжелательство властей (и не только), плюс (часто) плохое знание русского языка. И, тем не менее, много еврейских банкиров на балете в ложах. Если поэт особо заинтересовался евреями, есть смысл присмотреться к ним. Оказывается, не только в банковском деле они демонстрируют аномально высокие результаты. Науки, искусства, политика, администрирование, шахматы. И, что менее известно, скажем, в военной службе и боксе.
Почему? Имеются два рода популярных объяснений.
Согласно первому, евреи - сволочи, и все свои достижения или крадут, или покупают. А, если разобраться, и достижений особых нет. При Гитлере немецкие физики специальный термин ввели: «еврейская физика» (имелась в виду, по преимуществу, теория относительности и квантовая механика).
Это была неправильная, хитрая и вредная для настоящего арийца наука. В оккупированном Париже гроссмейстер А.Алехин писал (или подписывал) статьи об «еврейских шахматах», неправильных трусливых и меркантильных. Такой подход, как-то плохо ложится на реальность.
По другой версии, евреи, просто, очень умные, умнее других.
Однако, сегодняшняя парадигма - все народы одинаково умны и способны. Хотя ум и способности особо точному определению не подлежат, какие-то способы оценки существуют. И пока эту парадигму никто всерьез не опроверг. Смысл парадигмы в том, что все народы, народности и племена между зулу и патагонцами на юге и чукчами и эскимосами на севере имеют одинаковое распределение, одинаковую долю в своем составе очень умных, очень глупых и умеренно глупых. И самые умные дети разных народов одинаково умны. Вероятно, все сказанное распространяется и на евреев.
Эти справедливые, никем не отмененные утверждения расходятся с некоторыми фактами. В то же время, имеются частичные объяснения этого расхождения, вполне очевидные.
Иудеи по религиозным соображениям уже пару тысяч лет учат всех мальчиков писать, читать и обсуждать прочитанное.
В течение примерно того же времени, из-за особенностей своей истории, они по преимуществу живут в городах, где концентрируется торговля и информация.
И, возможно, самое главное: в течение того же времени они находились во враждебном окружении, в недоброжелательной среде, все время куда-то ехали, переезжали, бежали из тех мест, где их старались сжечь на кострах или убить другими незамысловатыми или изощренными способами. Все это как-то мобилизовывает и сплачивает.
Когда еще Алжир был французским, туда вывозили скаковых лошадей. И был замечен неожиданный эффект: оказавшись в новой и неблагоприятой среде (жара), скакуны сильно прибавляли в резвости. Биологи назвали это дело географическим гетерозисом, всплеском жизненной силы, связанной с перемещением.
В Юго-Восточной Азии эту нишу - банкиров, разместившихся в ложе бельэтажа, занимают китайцы. В Латинской Америки среди наиболее успешных коммерсантов и политиков - выходцы из Ближнего Востока, в основном, из Ливана и Сирии. Сходные обстоятельства часто приводят к похожим результатам.
С другой стороны, евреи, оказавшись в относительно благоприятной остановке в Израиле и США, еще продуцируют некоторое количество Нобелевских лауреатов, но уже перестали поставлять в последнее время не только шахматных чемпионов, но даже гроссмейстеров в первую десятку.
Можно предположить, что если бы 2000 лет назад эскимосы изгнали чукчей из родных мест, и последние сохранили бы в рассеянии веру в какого-нибудь Великого Умку - Большого Белого Медведя, то недавно обанкротившийся крупнейший банк назывался бы «Братья Рытхэу».
Написанное выше многое объясняет, многое, но не всё. Возможно, есть еще некие ноу-хау, неосознанные и самими евреями, позволяющие им более полно, чем в среднем, использовать свой потенциал. Разобраться в этом интересно, потому что, если многие народы повысят свой кпд до уровня еврейского, мир, возможно, станет немного лучше.
Я читал, что китайское издательство издало сборник еврейских сказок, объясняя это тем, что как они считают, у евреев есть чему научиться. Может быть, именно этим и объясняются как-то успехи Китая. Не тем, конечно, что они читают еврейские сказки, а тем, что они стараются усвоить или, по крайней мере, скопировать эффективные технологии.
Кстати, китайцы традиционно недоверчиво, враждебно относились к чужим, приезжим. И, при этом, не знали антисемитизма. Т.е. к евреям они относились не более враждебно, чем к другим белым. Евреям это уже казалось режимом наибольшего благоприятствования. Расслабившись, они быстро растворялись в этом желтом море. Так что сегодня среди китайцев есть те, у которых среди предков числятся и евреи. Существует даже специальное слово в китайском языке для обозначения таких людей (я запамятовал, как оно звучит). Дэн Cяопин был из них.
Комментарии