Елена Яковлева сегодня отмечает юбилей

На модерации Отложенный

Не танцевала, не пела, была как все - вспоминает о юности Елена Яковлева - и тем не менее в ГИТИС поступила с первой же попытки. На творческом конкурсе читала отрывок из «Воскресения» Толстого - и покорила приемную комиссию во главе Владимиром Андреевым. С тех пор ей не раз покорялись и выдающиеся режиссеры, и талантливые партнеры, и благодарные зрители. Сегодня Елена Яковлева принимает поздравления с юбилеем. Рассказывают «Новости культуры».

Книги Жозе Сарамаго не для репетиции. Чтением Елена Яковлева заполняет свободные минуты. Среди ее литературных фаворитов - Бунин, Набоков. А вот повесть Владимира Кунина и сценарий фильма «Интердевочка» она в свое время до конца не дочитала.

«Не дочитала по одной простой причине, что мне хотелось позвонить туда, где был мне оставлен номер телефона, для того, чтобы как можно скорей встретиться с Петром Ефимовичем Тодоровским и объясниться ему в любви своей», - вспоминает Елена Яковлева.

После этого фильма объяснялись в любви уже ей самой. И ненавидеть стали яростно - по большей части критики. Напоминали о примере для молодежи, упрекали в вульгарности, безнравственности и прочих советских грехах. Но Яковлева этой уверенной походкой упорно шла своим путем.

Снова вместе с Петром Тодоровским она заявит о себе в «Анкор, еще Анкор», исполнит «Ретро втроем», потом будут десятки фильмов, сериалов, собственная программа на ТВ. Но главным останется театр. Тот самый, в который Яковлеву в 84-м возьмут единогласным решением худсовета. Когда перечисляет его состав, говорит, до сих пор колени дрожат. Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек... Она влюбила в себя всех и сразу.

«Она потрясающе работоспособна не по количеству времени, которое она отдает работе, а вот по тому, как она истребляет свою нервную систему, свою природу актерскую.

Как она стояла иногда в кулисах, не занятая иногда в спектаклях и училась», - говорит Галина Волчек.

За этими кулисами ей пришлось стоять несколько месяцев. Первая роль - незамысловатая, зато в «Белой гвардии». Все, что требовал режиссер, выйти в определенное время и истошно кричать - минуты три.

«Каждый спектакль приходила, ставила галочку, что артистка Яковлева. Я вот клянусь: год надо было бы орать, я бы, наверно, год здесь орала за кулисами. Два - два бы кричала. Но главное быть причастной к этому театру», - говорит артистка.

Теперь на этой сцене Яковлева - искренняя угловатая Варя из «Вишневого сада», обаятельная Элиза Дуллитл в «Пигмалионе», простая советская женщина в володинских «Пяти вечерах». Странная, не из школьной программы Кабаниха в «Грозе» Островского. Вся на полутонах - немного трогательная, немного комичная и страдающая.

Но эта роль самая, пожалуй, неожиданная: настолько в разрез идет со всеми кинообразами Яковлевой. Трагедия Марии Стюарт - роковая, доведенная до безумия. Этот королевский подарок лет 10 назад преподнес Римас Туминас. Кажется, только он, не видевший до конца ни одного фильма Яковлевой, смог раскрыть в ней абсолютно другую артистку.

«Это рождение трагической актрисы, - говорит Рима Туминас. - В Яковлевой есть внутренняя не только воля, сила, но какое-то святое отношение к человеку, которого ты играешь. Она создала вот этого человека, которого мы называем Мария Стюарт».

Какими ролями еще удивит? Яковлева пока, конечно, не скажет. Ясно одно на эксперименты - рискованные, иногда пикантные она по-прежнему готова.