Последняя Джамахирия
На модерации
Отложенный
Волна «цветных революций», прокатившаяся по арабскому миру, разбилась о гранитную фигуру ливийского лидера Муаммара Каддафи. В ответ на попытку устроить...
...в своей стране «майдан» он не просто начал подавлять мятеж жесткой рукой, но и пригрозил всем своим противникам взорвать ливийские нефтепроводы, оставив вождей восставших племен без прибыли, а Европу без топлива.
Страна контрастов, террористов...
Если вы всё ещё верите в то, что ливийский народ якобы вышел на улицы требовать демократии, либерализма и западного выбора, то немедленно выбросьте из головы этот бред, попавший туда из агиток западных СМИ. Прежде всего, потому что Ливия – это самая настоящая страна контрастов. И существующая в ней система вовсе не такая, какой её пытаются представить американские и европейские телеведущие. И правит в ней очень странный, если не сказать удивительный человек. Хотя формально он там вовсе и не правит. Такая вот загогулина получается...
Во-первых, Ливия удивительна тем, что самих ливийцев в ней уже давным-давно нет. Светловолосый народ, с которым когда-то веками воевали египетские фараоны, бесследно канул в Лету. И теперь там давно уже живут чернявые арабы, а также небольшое число берберов и туарегов, плюс остатки былых завоевателей этой страны – турки, итальянцы и несколько общин коптов.
Во-вторых, последние сорок лет эта страна живет в системе, аналогов которой нет в нашем подлунном мире. Во всяком случае, так утверждает архитектор этой системы – бывший капитан королевской армии Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид (и т.д. и т.п.), родом из кочевого бедуинского племени аль-Каддаф. Именно этот человек в 1969 году вместе с другими офицерами совершил военный переворот, сверг монархию и основал в Ливии республику с социалистическим уклоном.
Однако ливийский социализм не был ни копированием, ни даже нелепым подражанием советского, китайского или кубинского строя. Каддафи не собирался следовать учению Маркса, Ленина, Троцкого или Мао – он пошел своим путем. И придумал «джамахирию», представляющую собой причудливую смесь анархизма, социализма, либерального капитализма и арабского традиционализма. Спустя несколько лет он претворил свой замысел в жизнь и ушел с занимаемых постов в бедуинский шатер, оставив себе лишь звание «лидера ливийской революции».
Описать подробно и понятно систему Ливийской Джамахирии и роль в ней Муаммара Каддфа было очень трудно. Но по сути, Каддафи можно назвать таким себе ливийским Нестором Махно. Так что тираном он является не больше, чем наш прославленный соотечественник. С одной стороны, Каддафи как идейный и военный лидер может приказать своим приверженцам сотворить всё, что угодно. Но с другой, он вообще не имеет официальной власти над своей страной. Так что в данный момент Каддафи подавляет не восстание против него как диктатора, а мятеж племен и некоторых горожан, которые хотели бы упразднить его Джамахирию.
Причем цели у этой буянящей толпы разные: кто-то хочет демократии западного образца, кто-то настоящей диктатуры, есть желающие раздробить Ливию на племенные эмираты, немало и приверженцев радикального исламизма. Ну и помимо этого есть люди, которые удовлетворены Джамахирией как формой государственного устройства, но недовольны самим Каддафи. Вот вся эта пестрая смесь и вышла на улицы ливийских городов.
Интересно, что в западных СМИ мятежники называются не иначе как «мирными демонстрантами», в которых, мол, стреляют из пулеметов и пушек жестокие гвардейцы Каддафи. Просто-таки 9 января на ливийский лад! И при этом лишь вскользь упоминается, что ливийская армия в ряде случаев была вынуждена держать круговую оборону, отстреливаясь от этих самых «мирных демонстрантов». Что отряды демократически настроенных бедуинов из племен, контролирующих нефтеносные районы страны, уничтожают военную бронетехнику вовсе не плакатами или букетами гвоздик.
Понятно, что события в Ливии – это часть общей волны восстаний, прокатившейся по арабским странам. Началось с Туниса, потом грянуло в Египте, заволновались в Иордании, даже власти Кувейта испуганно начали подкупать граждан щедрыми денежными выплатами. Однако Ливия – это особый случай. Потому что с самого возникновения этой Джамахирии она стала смертельным врагом США.
Дело в том, что, поставив себя в один ряд с великими революционерами истории, Муаммар Каддафи стал расширять свою революционную деятельность за рамки границ Ливии. Он постоянно стремился на роль лидера арабского мира, конфликтуя в этом со своими конкурентами, одновременно мечтая создать «Соединенные штаты Африки». Но дальше теории и симпозиумов тут дело не пошло, зато ливийский лидер преуспел в поддержке «революционеров» со всего мира, которых он приютил в своей стране. Ливия щедро раскрыла объятия для всех: начиная от ультралевой «Красной армии Японии» и итальянских «Красных бригад» и заканчивая националистическими боевиками типа ИРА. Среди них был и ряд антиамериканских террористических организаций. Им предоставляли финансовую помощь, а также возможность спокойно тренироваться в ливийских учебных лагерях. Грамоту диверсионного террора они постигали быстро – и вот по миру прокатилась волна масштабных терактов, в которых гибли американские туристы и военнослужащие.
Подобная политика Ливии вызвала у Вашингтона традиционное желание уничтожить «ось зла». В 80-х годах американский флот неоднократно проводил у берегов Ливии маневры, в ходе которых самолеты ВВС США внезапно наносили удары по ливийским городам, а также уничтожали пытавшуюся было воспрепятствовать этому ливийскую военную технику. В ходе одного из этих налетов, кстати, погибла дочь Каддафи. Однако практика периодического силового избиения Ливии закончилась после того, как в 1988 году над Шотландией террористами был взорван американский Боинг-747, а еще через год – французский авиалайнер.
Вкупе с многочисленными «мелкими» терактами – как то стрельба из автомата по прохожим в Лондоне – это вынудило Запад пересмотреть меры воздействия на Ливию. И вот с 90-х годов теракты прекратились, равно как и бомбардировки ливийских городов – вместо них с «режимом Каддафи» стали бороться экономическими санкциями. Очевидно, стороны пришли к какому-то негласному соглашению.
...и углеводородов
Впрочем, экономические санкции против Ливии длились недолго, и их придерживаются в основном только США. Дело в том, что Ливия интересна для Европы как самый ближайший источник нефти и газа, поставлять которые можно напрямик, к берегам Италии и Франции, не гоняя танкеры через Суэцкий канал и не опасаясь за очередные проделки Украины на восточной газовой магистрали из России. И чем больше углеводородов Ливия поставит на европейский рынок, тем выгоднее это для экономики ЕС.
Кстати, стоит вспомнить забавную историю украино-ливийских отношений: ведь туда не раз ездили высокопоставленные делегации из Киева и с самым серьезным видом обсуждали возможность закупки для Украины ливийского газа. Закончилось это лишь подписанием ничего не значащих деклараций, но вот что интересно: Киев так усердствовал, чтобы ублажить вождя Каддафи, что наградил его аж двумя высшими орденами Украины – Богдана Хмельницкого и Ярослава Мудрого. Это ровно половина всех регалий, увенчивающих грудь «лидера революции» (всего у него 4 ордена).
Но пока Украина жила «мриями» про «покращення життя», Европа активно наращивала реальные экономические связи с Ливией. Заработал газопровод, соединивший Ливию с Италией, ряд европейских стран заключили договоры о закупках ливийских энергоносителей. Главное, что планы этого сотрудничества были грандиозные – имея неплохие запасы сырья, Ливия выгодно отличалась от других нефтегазоносных стран своим близким расположением к ЕС.
Наверное, старость превращает даже самых пылких революционеров в скучных экономистов. Потому что Каддафи нисколько этому не препятствовал и даже приветствовал, а значит, у перспектив этого взаимовыгодного сотрудничества не было никаких видимых преград. Но они появились.
То, что началось месяц назад на арабском Востоке, это не просто социально-политическое явление. Это больше похоже на тщательно продуманную и подготовленную масштабную операцию. Чтобы понять это, давайте еще раз очистим мозг от майданных бредней и вспомним суть многочисленных революций, переворотов и т.н. локальных войн в Африке во второй половине прошлого века.
Недалекие читатели «Огонька», проклинавшие у себя на кухнях коммунистов, в свое время постоянно ворчали «зачем мы кормим негров?». Очевидно, они имели в виду военную и материальную помощь просоветским режимам Африки, а также повстанцам, которые боролись с проамериканскими режимами. Но это борьба между СССР и США была вовсе не за то, в какой цвет окрасится политическая карта этого континента, а за спрятанные в его недрах природные ресурсы. Прибрать их к рукам или хотя бы не дать воспользоваться ими противнику – вот в чем была суть нашего присутствия в далеких странах третьего мира. И слали мы им автоматы Калашникова, Т-55 и пшено вовсе не за то, что негры пытались читать «Капитал». А для того, чтобы Советский Союз мог получить в свое распоряжение африканские алмазы, золото и платину, олово и медь, уран. Даже контроль над странами, производящими какао-бобы, сделал бы нашу страну ключевым игроком на мировом рынке продовольствия.
И даже если бы мы не смогли бы сразу всё это освоить, то в любом случае мы бы лишили сырья и прибыли западную экономику. Последствия этого можно себе представить! Так почему бы не предположить, что сейчас происходит такая же экономическая война мирового масштаба, и эта волна «революций» есть запланированная акция дестабилизации важного региона планеты. Напомним, что страны «арабского пояса» важны своими запасами углеводородов, питающих Европу, а также Суэцким каналом, связывающим её с Востоком.
Если вдруг в результате внутренних конфликтов сократится экспорт нефти и газа, то они подорожают. Это будет ударом по импортирующей энергоносители Европе. Если вдруг закроется Суэцкий канал, через который в ЕС идут не только супертанкеры, но и контейнеровозы с дешевыми промтоварами из Китая и Индии, то это будет удар по европейской экономике. И, кстати, по китайской тоже, ведь у Поднебесной может сократиться сбыт.
Не будем утверждать наверняка, но есть только одна сторона, которой выгодно нанести удары по экономикам ЕС и Китая. Это Соединенные Штаты, переживающие сейчас очень непростые времена в связи со своим перманентным экономическим кризисом. Для США любые экономические проблемы в Европе – это, прежде всего, возможность роста курса доллара за счет падения курса евро. А Китай американцам выгоднее держать в качестве контролируемой личной мастерской, не давая ей стремительно развиваться и превращаться в большую головную боль Америки.
Поэтому в этой волне арабских «цветных революций» можно разглядеть звездно-полосатую руку дядюшки Сэма. Так же несколькими годами ранее Вашингтон пытался опоясать «молодыми демократиями» Россию, закрывая ей все выходы в Европу. Кстати, напрасно думать, что эти попытки остались в прошлом. Если США собрались бить по ЕС всерьез, то вслед за арабской смутой будет предпринята новая операция против снабжающей европейцев газом и нефтью России. Но какая?! Пожалуй, этого не знает и ФСБ.
На фоне этого угрозы Мауммара Каддафи взорвать нефтяные и газовые трубы, если мятеж в его стране не прекратится, как нельзя отвечает интересам Вашингтона. Американцы, пожалуй, с радостью бы предложили ему для этого бесплатный тротил и саперов. Ведь одно только это заявление заставило скакнуть нефтяные цены на бирже!
Однако старый ливийский «батька» вовсе не выжил из ума и вряд ли продался американцам. Для подобных угроз у него есть две причины. Во-первых, этот ультиматум был направлен, прежде всего, местным племенам, чьи вожди уже видят себя независимыми нефтяными эмирами. Уничтожение инфраструктуры экспорта быстро сделает их банкротами, которые снова будут жить разведением верблюдов. Это, кстати, красноречиво показывает, кто на самом деле является одной из главных движущих сил «ливийского майдана» – не пресловутый народ, якобы желающий демократии, а провинциальные племенные кланы.
А во-вторых, своим заявлением Каддафи дал очень понятный намек Европе: если та не перестанет поддерживать «цветные революции» и будет называть мятеж в Ливии «свержением режима», то Каддафи уйдет, да. Но перед этим он нажмет на кнопку – и о ливийских углеводородах Европе придется забыть на много лет.
То есть старик Мауаммар, со свойственной восточным аксакалам мудростью, просто решил обратить в свою пользу план США. И даже более того – пообещал ускорить его выполнение. Зачем же ждать, пока свернут «диктатора», пока перегрызутся демократы, пока фундаменталисты начнут гражданскую войну, если уничтожить нефтегазовую промышленность можно за один час!
И если европейские политики не внемлют этому предупреждению, если они снова начнут кликушествовать о демократии и правах человека, то мы может с печалью констатировать, что будущего у Евросоюза нет. Потому что государства, которые интересы собственной экономики приносят в жертву торжеству демократии на краю Сахары, просто нежизнеспособны. В какую пропасть ведут все эти идеологические бредни, мы все хорошо узнали на собственной шкуре во времена «оранжевого режима».
Комментарии
Отечественные СМИ с острой стадией медвепутинизма головного мозга пошли ещё дальше, говоря, что людоед Каддафи лично расстреливает свой народ. :))))