Стране нужна не амнистия, а ремонт тюрем
Решение освободить часть заключенных просто из-за желания Госдумы выглядеть «гуманной» ни к чему хорошему не приведет
Депутаты Госдумы РФ настаивают на амнистии в связи с 65-летием Победы, которое будет отмечаться в 2010 году. 23 декабря в ходе заседания депутат-эсер Вера Лекарева выступила с поручением профильному комитету подготовить проект постановления об амнистии для заключенных. «Пятая Госдума войдет в историю как самый негуманный парламент. За два года работы мы ни разу не объявили амнистию заключенным, между тем в тюрьмах томятся около 70 тыс. женщин и 22 тыс. несовершеннолетних», - заявила Лекарева. Ее поддержал вице-спикер Владимир Жириновский, который сообщил, что ЛДПР внесет проект постановления об амнистии в связи с юбилеем Победы.
Благом или вредом обернется амнистия, рассуждает полковник милиции, доктор юридических наук, писатель Данил Корецкий.
«СП»: - Данил Аркадьевич, при нынешнем уровне криминальной активности, да еще с учетом кризиса, нужно ли объявлять амнистию?
- Речь идет, прежде всего, о последовательности законодателей. Если Жириновский вчера предложил ввести уголовную ответственность с 12 лет, а сегодня он предлагает амнистировать несовершеннолетних - где последовательность, линия, какая-то стратегия и тактика? И потом: амнистия - это ведь не самоцель. Что это за странная логика: Госдума не объявила амнистию, и потому она негуманная? А может, надо объявить улучшение условий жизни жертв преступлений, тех, кто стали инвалидами? Выплачивать им деньги, и в этом направлении проявить гуманность? В амнистии нет заведомого вреда или пользы, все зависит от того, к каким категориям ее будут применять, и что в результате получится. Просто сейчас и так при назначении наказаний женщине, чтобы попасть в колонию, надо сильно постараться. И несовершеннолетнему надо постараться. Поэтому могу сказать только: если амнистия пойдет на пользу - будет хорошо, а если она делается только для того, чтобы поставить палочку - ничего хорошего, конечно, не будет.
«СП»: - Кого сейчас, на ваш взгляд, можно было бы амнистировать?
- Обычно амнистируют женщин, достигших возраста 55 лет, мужчин - 60 лет. Плюс несовершеннолетних, не совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Но, боюсь, сейчас отойдут от этих канонов, потому что, если нельзя амнистировать несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления, некого будет и амнистировать.
«СП»: - В советское время амнистии часто объявлялись?
- Амнистии приурочивали к крупным датам: 50 лет Октябрьской революции, 60 лет революции, 40 лет Победы...
«СП»: - В принципе, амнистия - полезная вещь?
- Я так скажу: полезное ли дело, например, грипп? Если смотреть, что он будет выводить из строя нормальных людей - не полезная. А если благодаря гриппу какая-то банда, заболев, откажется от совершения преступления - это будет полезно. И амнистия так же: какие категории она охватит, какова ее цель?
«СП»: - И как эту цель определить?
- Самое главное, я всегда говорю, надо посчитать: сколько у нас в местах лишения свободы должно быть осужденных? Сейчас говорят - у нас много осужденных, но откуда это известно?
Надо вычислить: коэффициент преступности, среднюю тяжесть преступления, средний срок наказания, какая мера наказания избирается для тех, кто сейчас находится в местах лишения свободы, сколько там людей находится, через какие сроки они будут освобождаться. Тогда станет ясно, что в местах лишения свободы у нас, допустим, могут одновременно находиться 800 тысяч человек, а находится полтора миллиона. Тогда можно делать какие-то выводы. Но сейчас никто ничего не считает, просто произвольно говорят: вот это много, давайте выпустим.
«СП»: - Бывало так, что амнистия приводила к всплеску преступности?
- Никто это не отслеживал. Отслеживали знаменитую амнистию лета 53 года, когда выпустили всех, и это повлекло всплеск преступности. У нас в последние годы, кстати, массовых амнистий не было. Поэтому настораживает сам подход: обязательно надо объявить амнистию, чтобы не прослыть негуманными.
УРОКИ АМНИСТИИ 1953 ГОДА
26 марта 1953 года министр внутренних дел Лаврентий Берия подготовил и подал докладную записку с проектом указа об амнистии в Президиум ЦК КПСС. Проектом предусматривалось освобождение около 100 тысяч человек, из числа лиц, осуждённых на срок до 5 лет. Проект предполагал освобождение женщин, имеющих детей до 10 лет, и беременных женщин, несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, пожилых и тяжело больных людей. Берия указывал, что из 2,5 миллионов заключённых ГУЛАГа лишь 220 тысяч человек являются особо опасными государственными преступниками. Предлагалось не распространять амнистию на особо опасных государственных преступников - осуждённых за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. Кроме того, Берия предлагал вдвое сократить срок наказания осуждённым на срок более 5 лет.
27 марта 1953 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об амнистии» всех заключённых, чей срок не превышал 5 лет, кроме осуждённых на 10-25 лет за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. В первую очередь из лагерей освобождались несовершеннолетние, беременные женщины и имеющие малолетних детей, заключённые преклонного возраста и инвалиды. К иностранным гражданам амнистия применялась на общих основаниях. На момент начала амнистии имелось 2 526 402 заключённых.
Из общего числа заключённых «особо опасных государственных преступников (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры, националисты и другие)» в особых лагерях МВД СССР находилось 221 435 человека. На них действие указа не распространялось.
Указ был опубликован на следующий день. По разным оценкам в результате этого указа было освобождено около 1,2 миллиона человек.
В результате амнистии произошло усиление криминогенной обстановки в стране. В результате 2 июля 1953 года Президиум ЦК КПСС одобрил проект Указа «О неприменении амнистии к лицам, осуждённым за разбой, ворам-рецидивистам и злостным хулиганам». Указ гласил, что если освобождённые по амнистии «продолжали вести паразитический образ жизни и не занимались общественно-полезным трудом», то амнистия для них отменялась и они должны были продолжить отбывание назначенного им наказания.
Комментарии