ВТБ: авторский стиль силового захвата
Штурмовики, вооруженные дымовыми шашками, водяными пистолетами и молотками, раскидывают охранников, разбивают стекла на входе молотком и проникают в здание. Это видео могло быть снято 14 сентября 2010 года, а могло бы быть и 4 марта 2011-го. В сентябре – потому что именно так происходил захват офиса сети гипермаркетов «Лента», инициатором которого был, по всем признакам, миноритарный тандем TPG Capital и «ВТБ Капитала». В марте – потому что по аналогичному сценарию теперь развиваются события в корпоративном конфликте между «Банком Москвы» и ВТБ.
Осенью прошлого года шокированная захватом «Ленты» общественность недоумевала: что это – возврат в лихие 90-е или уникальный конфликт внутри отдельно взятой компании. Сам инцидент получил всеобщее порицание, поскольку нанес определенный ущерб инвестиционному имиджу страны. Многие иностранцы, как и глава ассоциации JETRO Тэцуя Умэцу, говорили о недопустимости силовых методов при решении бизнес-конфликтов, так как это портит деловой климат в стране. Однако оценки иностранцев, работающих с российскими партнерами, и самих россиян несколько разделились.
Теперь очевидно, что это был не просто рейдерский рецидив в условиях сохраняющегося правового вакуума. Это – авторский стиль недружественных поглощений ВТБ, характерный для агрессивной политики при покупке активов, которая сопровождает планы их приобретения по заниженной цене. В «Ленте» силовому захвату предшествовало назначение враждующими акционерами двух генеральных директоров, каждый из которых представлял интересы одной стороны. Август Мейер (40,6%) продвигал Сергея Ющенко, которого выкинули из офиса, а TPG Capital» и «ВТБ Капитал» (30,8%) – Яна Дюнинга. Стороны обвиняли друг друга в подделке решений совета директоров, в результате последнего рассмотрения 8 февраля арбитражный апелляционный суд признал законным назначение Сергея Ющенко. Строптивый миноритарий Август Мейер не прочь продать свою долю ВТБ, но они никак не могут сойтись в цене.
Похожий сценарий корпоративного конфликта просматривается между ВТБ и «Банком Москвы». Наблюдательный совет госбанка уже одобрил план приобретения 100% «Банка Москвы» в три этапа: сначала доли города (46,48%), затем «Столичной страховой группы» (17,32%) и доли миноритариев, в том числе президента «Банка Москвы» Андрея Бородина и его советника Льва Алалуева (на двоих 20,3%). Мэрия и ВТБ твердо намерены закрыть сделку по продаже муниципального пакета до конца марта без проведения конкурса. Сегодня внеочередное собрание акционеров «Банка Москвы», как ожидается, проголосует за новый состав совета – собрание назначено еще в ноябре по инициативе мэрии, включившей в список кандидатов представителей ВТБ.
На 4 марта было назначено еще одно общее собрание – уже для перевыборов президента «Банка Москвы».
Помешать этому может чехарда с проведением нескольких советов директоров в разном составе и с разной повесткой дня. Миноритарии в лице Бородина без боя сдаваться явно не намерены: в четверг 17 февраля еще один совет принял решение отменить годовое собрание 4 марта и назначил новую дату – 3 мая. На этот раз акционеров тоже созывают, чтобы утвердить в должности президента банка. Но в списке кандидатов на этот раз присутствуют Андрей Бородин или Лев Алалуев, а ранее выдвигавшаяся кандидатура первого зампреда ВТБ Михаила Кузовлева отсутствует. Кворум этого совета вызывает сомнения, но, вполне возможно, оно все-таки был легитимным.
ВТБ еще накануне выступил с заявлением о том, что подозревает некоторых лиц в срыве сегодняшнего собрания акционеров. Менеджмент «Банка Москвы», в свою очередь, уже давно обвиняет руководство ВТБ в том, что оно играет на понижение стоимости его акций. Корпоративная свара разрослась до того, что участники рынка связали с ней возбуждение уголовного дела по факту хищения из «Банка Москвы» 13 млрд руб., выданных под видом кредита «Премьер Эстейт» на приобретение земельного участка у принадлежащей Елене Батуриной компании «Интеко».
Без сомнения, Андрей Бородин отдает себе отчет в том, чем может закончиться дальнейшая эскалация конфликта и игра на противоречивых решениях советов директоров. Тем же, чем и в «Ленте». Госбанк подготовит релиз: «Произошедшее утверждение прав главы банка – это яркий пример того, как в современной России на практике действуют принципы корпоративного управления и законности, принятые в цивилизованном мире».
Избежать такого исхода, не исключено, поможет объединение пакетов менеджмента с акциями города, что ведет к желаемому для миноритариев повышению цены. О возможном варианте такого развития событий сообщает «РБК Дейли». Однако очевидно, что и силовой захват, если до этого дойдет, не испугает конфликтующие стороны. ВТБ не станет пугаться такой мелочи, как риск ущерба собственной репутации на фоне перспективы заполучить контроль в «Банке Москвы».
Да и общественность после такого инцидента с учетом предыдущих примеров теперь уже вряд ли будет шокирована. Вспомним про «бархатную реприватизацию» в интересах силового блока в правительстве, анонсированную незабвенным Олегом Шварцманом два год назад. Это не возврат в прошлое. Это «Роисся, вперде». Назад, в будущее.
Комментарии