Взгляд на Россию с периферии
Украина: нескончаемые дрязги
Провозгласив независимость 24 августа 1991 года, Украина устанавливает определенные свободы и выставляет скрытые раньше реалии коллективной памяти, сохраняя немало следов своего советского наследия.
Советское прошлое в архитектуре
На высоком правом берегу Днепра в Киеве стоит огромная статуя «Родина-мать». Своим величественным видом она призвана напоминать всем о Второй мировой войне, которая опустошила Киев, и победе Красной армии над нацистскими войсками. (...) Этот гигантский монумент высотой 102 метра (40 метров приходится на пьедестал), который был построен в 1981 году и открыт Леонидом Ильичем Брежневым, является четвертой по высоте статуей в мире. В правой руке «Родина-мать» держит 16-метровый меч, а в левой - щит 13 на 8 метров, на котором красуется герб Советского Союза.
Со времени провозглашения независимости страны в 1991 году центр Киева заметно изменился. Теперь мы видим сверкающие витрину ультрасовременного торгового центра и каскады фонтанов, которые создают впечатление смеси обволакивающей мягкости и динамизма. Тем не менее, за всеми новыми архитектурными элементами, воплощающими в себе движение в будущее, скрывается все та же гостиница «Украина», которая была построена для лидеров режима и остается продуктом советской архитектуры в чистейшем виде. В мае 2006 года система управления гостиницей, которая все еще находилась в собственности государства, оставалось точно такой же, что и в советские времена: на каждом этаже сидел человек, который отмечал все ваши приходы и уходы, а также каждый раз как вы пользовались лифтом. Однако даже к этой задаче персонал относился с полным пренебрежением.
От отказа от тоталитаризма...
После провозглашения независимости в 1990-х годах в Киеве построили небольшой памятник в напоминание о трагических событиях 1932-1933 годов. Этот монумент был посвящен «голодомору», голоду на Украине, который сознательно организовала Москва, чтобы укрепить свое влияние на Киев. За статуей расположены панно, которые в подробностях рассказывают эту историю, с надписью на английском « not to be forgotten». (...) Это историческое событие смело можно считать одним из объяснений того факта, что значительная часть украинцев хочет быть ближе к Европейскому Союзу, чем Москве.
... до возврата свободы вероисповедания
Церковь Святого Михаила в Киеве выглядит старинной, однако на самом деле построена она была совсем недавно. Оригинальный храм, возведенный в 1108 году, был разрушен советским режимом в 1930-х годах в рамках его антирелигиозной программы. В 1946 году униатская или Греко-католическая церковь (сохранение византийских религиозных обрядов при одновременном почитании Папы) была полностью запрещена. После провозглашения независимости и возвращения религиозных свобод было начато восстановление собора: работы закончились в 2000 году. Украина вновь стала многорелигиозным государством, пусть даже основная роль здесь принадлежит православной церкви или скорее православным церквям. Так, помимо православной церкви, которая входит в Московский патриархат и соответственно является частью Русской православной церкви, в стране существует и основанная в 1919 году Автокефальная православная церковь. В 1933 году она была объявлена вне закона, однако смогла выжить внутри украинской диаспоры. Наконец, в 1991 году была создана Украинская православная церковь Киевского патриархата, название которой наглядно свидетельствует о стремлении к независимости от Москвы.
... и независимому поиску государственного равновесия
Площадь независимости в Киеве является своего рода эмблемой произошедших геополитических изменений. До 1991 года она носила имя октябрьской революции, а в ее центре возвышалась статуя Ленина. В ноябре-декабре 2004 года весь мир узнал о ней благодаря «оранжевой» революции. (...)
Латвия: спиной к Москве, лицом к Европе
После оккупации царской Россией, недолгой независимости (1918-1940) в межвоенный период и повторной оккупации советскими (1940-1941, 1944-1991) и немецкими войсками (1941-1944) Латвия вновь могла обрести независимость (1991) и европейское самосознание.
Свидетельства давней борьбы с российским империализмом
В 1710 году Рига вошла в состав Российской Империи, что было официально признано Швецией в 1721 году. В 1905 году стремящая к свободе Латвия приняла участие в революции, задачей которой (достигнуть ее, увы, так и не удалось) было подтолкнуть царскую Россию Николая II к движению по демократическому пути.
Советская архитектура
Около центрального рынка Риги расположено характерное советское здание того типа, что Сталин приказал возвести в различных советских республиках после Второй мировой войны (в их число вошел Дворец культуры и науки в Варшаве, самое высокое здание в Польше). Вопрос о его сносе не стоит, тем более что 40% жителей Риги составляют носители русского языка и культуры, иммигранты или потомки иммигрантов, которых отправили сюда после Второй мировой войны по указанию Москвы для того, чтобы изменить этнический состав населения Латвии.
Вновь приобретенное право почтить свободу
С 1920 по 1940 год Латвия была независимой. В 1935 году в Риге на народные пожертвования был возведен памятник Свободы. На его фасаде красуется посвящение писателя Карлиса Скалбе: «За родину и свободу!» Во времена советской оккупации людям было запрещено останавливаться у этого памятника, чтобы возложить цветы. С момента провозглашения независимости в 1991 году он стал ее символом. Латыши с любовью называют скульптурную свободу «Милда». Этот памятник также является местом паломничества в память о советских репрессиях и людях, которых отправили в Сибирь по приказу властей. Их число достигает 320 000 человек, что составляет больше 15% населения страны. (...)
Стремление заявить о своей принадлежности к Европе
Статуей Ролана де Ронсево в центре Риги Латвия хочет показать свою европейскую принадлежность, отказавшись при этом от других форм самосознания, которые пыталась навязать ей история и прежде всего СССР.
Своим посольством в центре города и качеством выбранного под эти цели здания Париж стремится подчеркнуть свое присутствие в Латвии, а также веру в восстановленную в 1991 году независимость этого балтийского государства. Все это как бы намекает Москве на то, что она должна воздержаться от посягательства на независимость Латвии или ее принадлежность к Европейскому Союзу, которая была окончательно подтверждена 1 мая 2004 года. (...)
Так, рассмотрение, «перспектив» из разных стран на периферии России позволяет нам оценить различные аспекты геополитического положения России, а также исторический контекст в рамках ее современного развития. Особенно в этом плане отличаются те страны, с которыми Россия поддерживает тесные отношения, как, например Армения, или территории, чье будущее по меньшей мере отчасти зависит от России, как Нагорный Карабах. И наоборот, не менее ярко выражено и стремление некоторых стран повернуться спиной к Москве после вхождения в состав СССР (Грузия и Латвия) или советского доминирования (Болгария). Промежуточное положение между двумя этими лагерями занимает Украина: точно определить масштаб геополитического влияния России здесь гораздо сложнее.
Предложенный в данном исследовании подход опровергает мнение тех, кто полагает, что корни геополитики той или иной страны необходимо искать в заявлениях и действиях правительств, а также в секретах государственных канцелярий и разведслужб. Хотя мы далеки от того, чтобы отрицать важность и полезность анализа политики государств, рассмотрения различных аспектов их геополитической ситуации и изучения других геополитических деятелей, таких как диаспоры, описанный выше метод демонстрирует, что о геополитике можно многое узнать на углу любой улицы. Таким образом, в полной мере оценить геополитическую картину невозможно без знания географии и соответственно ситуации на периферии.
Комментарии
«В представлении иностранца Россия представляет собой не реальное место, а ряд образов: цари, Распутин, революция, музыка, водка, красная площадь, колонн марширующих военных, шпионы, олигархи и внезапная смерть.
Ни одному специалисту по России, а тем более неспециалисту, и в голову никогда не может прийти, что «такое» является частью Европы. Рухнули все надежды, что Россия может стать страной, народ и правитель которой были бы похожи на наших — блестящий исторический момент демократии, последовавший за крушением Советского Союза и первый искусственный блеск капитализма канули в лету.
Британской посол 16 века Джодж Турбервилл. Писал
«Русские, народ грубый, склонный к мерзким порокам… На этой дикарской земле, где законы не имеют силы, все зависит от царя, который волей своей спасает или казнит».
Если политики поймут, что Россия никогда не станет ничем иным, кроме сменяющих друг друга репрессивных режимов, следующим шагом Запада будет терпимый компромисс. Зачем взывать к свободе, когда русский народ ее не хо...