В «Монетном доме» украдено 3,8 млрд рублей
На модерации
Отложенный
Вчера в Арбитражном суде Челябинской области слушалось дело о признании несостоятельным банкротом челябинского банка «Монетный дом». Главной интригой судебного заседания стало то, будут ли выявлены в истории краха одного из старейших челябинских банков признаки преднамеренного банкротства и окажется ли достаточным размер активов, чтобы удовлетворить все требования кредиторов банка.
Лицензия банка «Монетный дом» была отозвана 20 декабря прошлого года в связи с резким сокращением показателя достаточности капитала, так что банк оказался неспособен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Как пояснили в ходе судебного процесса представители Банка России, инициировавшего дело о банкротстве банка «Монетный дом», катастрофическая недостаточность собственных средств в челябинском банке возникла в связи с тем, что в бухгалтерской отчетности банка отражались фактически несуществующие ценные бумаги.
Как рассказали в ходе судебного процесса представители временной администрации банка «Монетный дом», в мае прошлого года, после прихода в челябинский банк новых собственников во главе с Русланом Гусаевым, «Монетный дом» резко изменил инвестиционную политику. С подачи нового совета директоров руководство банка направляло значительную часть прибыли, получаемой от погашения ссуд, а также средства, привлеченные во вклады населения, на приобретение ценных бумаг. В прежние годы сумма вложений банка в ценные бумаги колебалась в пределах 500 млн рублей, а с мая прошлого года стала неуклонно расти, достигнув к декабрю 3,8 млрд рублей.
Причем вместо пятнадцати компаний, оказывающих брокерские и депозитарные услуги, которые выступали контрагентами в сделках банка на фондовом рынке в последние годы, для проведения операций по покупке ценных бумаг был выбран новый посредник – московская компания «Эдвантис Кэпитал», получившая лицензии на брокерскую и депозитарную деятельность лишь в июле 2009 года.
Стоит добавить, что все сделки по приобретению ценных бумаг проводились компанией «Эдвантис Кэпитал» на внебиржевом рынке, что исключало возможность контроля и подтверждения реальности торговых операций. Тем не менее приобретенные ценные бумаги отражались на балансе банка, финансовая организация регулярно проводила переоценку их стоимости. Однако, когда в конце ноября прошлого года у банка «Монетный дом» возникла срочная необходимость направить 450 млн рублей на то, чтобы погасить кредит в банке «Славянский», оказалось, что реализовать ценные бумаги невозможно: телефоны компании «Эдвантис Кэпитал» не отвечали, письма возвращались в банк. Сотрудники службы безопасности банка, срочно вылетевшие в Москву, не обнаружили офиса компании ни по юридическому, ни по фактическому адресу. 23 декабря 2010 года Федеральная служба по финансовым рынкам отозвала лицензию компании «Эдвантис Кэпитал» на осуществление брокерской и депозитарной деятельности, но потерянные средства банк «Монетный дом» до сих пор так и не вернул.
С 3 декабря банку «Монетный дом» стало не хватать средств для расчетов по текущим платежам, с 13 декабря к корреспондентскому счету банка образовалась картотека. Между тем надзорные органы, видя, что в балансе банка образовалась огромная «дыра», потребовали срочно доначислить резервы на возможные потери по ссудам, что и привело к катастрофическому падению показателя достаточности капитала банка. Неудовлетворенные требования кредиторов банка «Монетный дом» на момент отзыва лицензии составили 537 млн 528 тыс. рублей, в том числе обязательства по займу, выданному банком «Славянский» – 450 млн рублей.
Как заявили на судебном процессе представители временной администрации банка «Монетный дом», сейчас балансовая стоимость активов банка составляет 3 млрд 877 млн рублей – это денежные средства в кассе и на счетах банка, чистая ссудная задолженность, паи в закрытых паевых инвестиционных фондах и доли в капитале организаций. Стоит отметить, что свыше миллиарда рублей в сумме активов банка приходится на материальные активы – 40 объектов недвижимости в разных городах, 71 автомобиль и офисную оргтехнику.
Обязательства банка, по уточненным данным, составляют 7 млрд 442 млн рублей, таким образом, недостаток средств составляет 3 млрд 727 млн рублей. По словам представителей временной администрации банка, к 31 января 2011 года приняты требования 2130 кредиторов на сумму 1 млрд 315 млн 845 тыс. рублей. Средства клиентов на счетах в банке составляют 6 млрд 860 млн рублей, в том числе 6 млрд 163 млн рублей – средства на вкладах частных лиц.
Размер обязательств банка «Монетный дом», выплаты по которым возложены на Агентство по страхованию вкладов, стал рекордным для российского банковского сектора – 5 млрд 187 млн рублей. «Должен признать, что это нестандартная ситуация: за всю историю страхования вкладов это самый крупный страховой случай – как по разветвленности сети отделений банка, так и по размеру суммы, которую пришлось зарезервировать для выплат вкладчикам», – сообщил в декабре прошлого года прилетевший в Челябинск заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников.
Напомним, страховое возмещение выплачивается в полном объеме лишь по вкладам, сумма которых не превышает 700 тысяч рублей, а владельцам крупных депозитов для получения невыплаченного остатка необходимо будет написать заявление в рамках конкурсного производства, которое последует за процедурой банкротства банка. Как отметил Андрей Мельников, в связи с тем, что известие о финансовых проблемах и отзыве лицензии у банка стало неожиданностью, в реестре значится большое число вкладчиков, у которых размер вклада не полностью покрывается страховкой. Владельцы крупных депозитов – а это в общей сложности 1663 человека – разместили на счетах в банке свыше 1 млрд рублей. При этом фактов дробления крупных депозитов и перевода средств со счетов организаций и индивидуальных предпринимателей на депозиты частных лиц для получения страхового возмещения в банке «Монетный дом» перед отзывом лицензии не наблюдалось.
Прений представителей Банка России и временной администрации банка «Монетный дом» в ходе судебного процесса не возникло. То, что один из старейших челябинских банков пал жертвой пагубной политики новых собственников, не вызывало сомнений, и временная администрация усмотрела в истории краха банка признаки преднамеренного банкротства. Руководство банка уже направило в УВД Челябинска заявление о хищении денежных средств банка посредством мошеннических операций, готовится заявление о возбуждении уголовного дела по факту преднамеренного банкротства. А пока суд признал банк «Монетный дом» несостоятельным банкротом и назначил конкурсное производство сроком на один год. Конкурсным управляющим в силу закона стала государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Когда решение суда было уже оглашено, в зале вдруг раздался возглас: «А когда можно будет взять слово?». Слушание дела было открытым, и в зале присутствовало около десятка клиентов банка «Монетный дом» – по большей части, те самые владельцы крупных депозитов, которые не попали под страховое возмещение. И на олигархов они похожи не были. Суд возможности высказаться пенсионеру Юрию Кучеренко так и не дал – это не предусмотрено протоколом судебного заседания. А жаль – его история заслуживает внимания. Челябинец Юрий Кучеренко открыл в банке «Монетный дом» «пенсионный» вклад, на котором вся его большая семья копила деньги на покупку квартиры. Известие о банкротстве банка стало громом среди ясного неба. Во время заседания суда пенсионер, как и другие вкладчики банка «Монетный дом», старался вникнуть в сложные финансовые термины и расчеты, а по окончании слушаний горестно резюмировал: «Почему Центробанк не засек эту аферу? Даже мне, человеку непосвященному, очевидно, что, если банк меняет пятнадцать контрагентов, которые его ни разу не подводили, на одного нового и начинает вкладывать все средства в покупку ценных бумаг на внебиржевом рынке, тут что-то нечисто...». Остается надеяться, что после распродажи имущества банка семья Юрия Кучеренко сможет вернуть потерянные деньги. Надежда на это еще есть.
«Мы изучили финансовое положение дел в банке «Монетный дом» с целью оценить возможность санации банка или передачи активов и обязательств другой кредитно-финансовой организации, и четко представляем масштаб проблем и качество активов банка, – заявил Андрей Мельников. – Мы будем очень счастливы, если в рамках ликвидации банка удастся закрыть хотя бы обязательства перед кредиторами первой очереди – частными вкладчиками. Вопрос по погашению обязательств перед кредиторами третьей очереди – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – крайне сложный, если и будут производиться какие-то платежи, то они составят лишь небольшой процент от размера обязательств, потому что дыра, которая образовалась в балансе банке, действительно огромная».
Комментарии