Узбекистан повысил тарифы на грузовые поставки для США и НАТО

На модерации Отложенный

Государственная акционерная железнодорожная компания «Узбекистон Темир Йуллари» с 1 февраля 2011 года повысила тарифы на отправляемые грузы для Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане. По заявлению компании FMN Logistics (Вашингтон), такое повышение может повлиять на широкий спектр операций Северной сети - маршрута транспортировки грузов из Европы в Афганистан. «Мы общаемся с нашими клиентами и всеми партнерами в Центральной Азии, чтобы каждый из них полностью понимал, какое этот тариф окажет сильное воздействие на перевозку грузов из Афганистана и в Афганистан. Наша цель состоит в обеспечении того, чтобы это не привело к срыву важных поставок продовольствия и других грузов»-, сообщил агентству СА-News младший директор Гарри Юстас. По официальным данным министерства обороны США, около 98 процентов грузов по Северной сети поставок для сил ИСАФ в Афганистане в настоящий момент проходит по территории Узбекистана.

Решение Ташкента оказалось неожиданным для политологов, расценивших недавний визит президента Ислама Каримова в Брюссель однозначно как стартовую черту для нового этапа сотрудничества Узбекистана с Евросоюзом, США и НАТО. Узбекистан с 2002 года играет важную роль в оказании поддержки действиям Международных сил в Афганистане, предоставив Германии возможность использования пограничного аэродрома вблизи Термеза. Правда, после того как ЕС и госдепартамент США подвергли правительство Узбекистана резкой критике за отказ провести независимое международное расследование обстоятельств массовых беспорядков 2005 года в Андижане, Ташкент настоял на выводе контингента ВВС США с аэродрома Ханабад. При этом база Бундесвера под Термезом продолжала функционировать. Спустя три года, когда Евросоюз отменил последние санкции и эмбарго на поставку в Узбекистан военных технологий, сотрудничество Ташкента с НАТО по Афганистану возобновилось. Сначала американским военным разрешили транзитные пассажирские перелеты через Термез. А в 2009 году Узбекистан совместно с Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией заключили соглашение с НАТО, сделавшее возможным реализацию американского проекта Северного маршрута, конечным этапом которого служит транзит нелегальных грузов для ИСАФ в Афганистане через железнодорожный мост из Термеза в Хайратон. По мнению регионального аналитика Санобар Шерматовой, в осуществлении послевоенной стратегии в Афганистане США и НАТО нуждаются в помощи Ташкента не меньше, чем он в их поддержке. Поэтому Вашингтон с самого начала шел на беспрецедентные уступки, оставив практически без последствий закрытие своей военной базы в Ханабаде, считавшейся ключевой в регионе. Как утверждает эксперт, ради перспектив Северной сети американцы позволили посольству Узбекистана беспрепятственно вести работу с политическими эмигрантами - беженцами из Андижана, значительную часть которых вернули на родину, замяли судебные иски, которые выдвигал против старшей дочери президента Гульнары Каримовой ее бывший муж, гражданин США. Но самое главное - посулили серьезные инвестиции в экономическом, технологическом и военном развитии.

С привлечением средств международных финансовых институтов США и их союзники предложили Ташкенту участие в перспективных инфраструктурных проектах в Афганистане - строительстве железных дорог, реконструкции мостов, связывающих север страны с Кабулом, сооружении новых ЛЭП для поставок узбекской электроэнергии. И наиболее важное - создание на базе аэропорта Навои свободной экономической зоны, которая в перспективе может превратиться в региональный логистический центр, связывающий Европу и АТР с транспортными узлами Среднего Востока.

На этом фоне состоявшийся 24 января визит президента Ислама Каримова в Брюссель, в ходе которого он встретился с президентом Комиссии Евросоюза Жозе Мануэлем Баррозу и генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, выглядел знаковым событием на данном этапе развития отношений Узбекистана с ЕС и Североатлантическим блоком. Но, очевидно, не все подробности прошедших переговоров сразу дошли до сведения европейской прессы, сконцентрировавшей внимание, в основном, на этических и протокольных аспектах визита Каримова, связанных с вопросами дальнейшей демократизации и соблюдения прав человека в Узбекистане. Между тем таковые подробности наверняка присутствовали, хотя обе стороны явно не стремились предать их поспешной огласке. Наблюдатели обратили внимание, что генсек НАТО предпочел не проводить совместной пресс-конференции с Каримовым по итогам их встречи.

В своих публичных заявлениях об этом генерал акцентировал все внимание на важности сотрудничества с Узбекистаном в обеспечении Северной сети поставок, стараясь избежать обсуждения возможных разногласий. «Транзит грузов через территорию Узбекистана в поддержку ИСАФ имеет большое значение. Мы благодарны Узбекистану и всем нашим партнерам в Центральной Азии за поддержку, которую они оказывают нашей миссии в Афганистане», - заявил Андерс Фог Расмуссен. Официальная пресса Ташкента, в свою очередь, заострила внимание на дипломатических миротворческих инициативах президента Каримова, который в очередной раз повторил в Брюсселе свое предложение - для урегулирования ситуации в Афганистане создать под эгидой ООН Контактную группу «6+3» в составе представителей соседних с Афганистаном стран, а также США, НАТО и России. Являясь с 1991 года участником Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), Узбекистан участвует в международных консультациях НАТО по Афганистану в формате «26+5». Но с апреля 2008 года, когда президент Ислам Каримов впервые, после длительного перерыва, принял участие в саммите НАТО/СЕАП в Бухаресте, он стал настойчиво продвигать идею контактной группы «6+3», которая, по его мнению, могла бы сыграть очень важную роль во внутриафганском урегулировании и обеспечении мира и безопасности в регионе. При этом ЕС и США пока не спешат принимать эту инициативу Каримова, с которой он выступает и как бы в роли посредника или даже регионального координатора отношений между НАТО и Россией. В официальном сообщении Национального информагентства Узбекистана (УзИА) об итогах брюссельской встречи Ислама Каримова с Андерсом Фог Расмуссеном упоминается, что «по некоторым вопросам сотрудничества были даны необходимые и достаточно полные разъяснения позиции узбекской стороны».

Неправительственные аналитики в Узбекистане предполагают, что в построении дальнейших отношений с альянсом Ислам Каримов рассматривает не только сиюминутные, но и отдаленные перспективы. В связи с предстоящим выводом войск НАТО из Афганистана обеспечение безопасности приграничных стран может потребовать адекватных решений, и не только экономических и дипломатических. В частности укрепления границ, существенной модернизации и технического переоснащения армий. В какой степени и в какой форме США и ЕС готовы участвовать в обеспечении безопасности Узбекистана в этот период, пока до конца не ясно. Но, вероятно, Ташкент уже готов убедительно напоминать союзникам о важности своей роли в осуществлении их ближайших планов по Афганистану и региону Центральной Азии.