Поднимается алая заря...

Если сегодня кто-нибудь сомневается, что в Вашингтоне и Лондоне не проявляют интереса к начинающейся подготовке к думским и президентским выборам в России, то эти сомнения можно отбросить прочь. Имеются все основания сказать, что и США и Великобритания самым серьезным образом отслеживают складывающиеся в нашей стране тенденции и готовятся поставить препоны тому явлению, которое в популярной песне группы «Любэ» описано как «поднимается алая заря».

Сначала коротко о самом этом явлении. Повсеместно множатся признаки того, что наше общество пробуждается от гражданской летаргии. Точнее говоря, его пробуждают обстоятельства. Это завершение сна рассерженного гиганта, который может натворить таких дел, какие иностранным отцам российской демократии придутся совсем не по вкусу.

Вообще, в надвигающихся событиях скрывается какая-то мистическая сила, вроде той, что обрушила на прорвавшихся к Ленинграду и Москве немцев небывалые морозы. Именно к концу текущего года социальное напряжение грозит приобрести такой накал, при каком привычные технологии составления распланированных политических пасьянсов могут не сработать.

Насколько такая вероятность обоснована, ведь цены на нефть растут?

Цены на нефть, конечно же, позволят правительству залатать несколько прорех на тришкином кафтане социально-экономической ситуации, однако сам кафтан уже расползается на части, обнажая срамное состояние всей организации власти.

Кстати, если присмотреться к системе распределения бешеных доходов от энергоносителей до мирового финансового кризиса (МФК) в нашей стране, то окажется, что главные социальные проблем так и не были решены. И это даже не вина первых лиц РФ, прилагающих усилия для нормализации социальной обстановки. Движение финансовых потоков организовано таким образом, что при всей их могучести на социалку крайне не хватает. Ведь если честно взглянуть правде в глаза, никакие бешеные цены на нефть не исправили положение важнейшей части нашей интеллигенции – учителей, врачей и ученых. Они по-прежнему влачат жалкое существование на свои зарплаты под бодрые репортажи с телеэкрана о небывалых успехах в просвещении и здравоохранении.

Также и с пенсионерами. Что дает пенсионерам прибавка к их пенсиям, которая, казалось бы, выглядит достаточно солидно? Успевают они с этой прибавкой догнать рост цен или нет? В большинстве случаев нет, и можно обоснованно сказать, что в корне положение наших стариков к лучшему не меняется.

А как реально выглядит положение досрочно увольняемых офицеров российской армии? Получают ли они причитающиеся выходные пособия и квартиры? Судя по отзывам увольняемых, здесь больше бравых отчетов, чем реальных дел.

Что нового в сельскохозяйственной политике правительства, обязавшегося перед ВТО не выделять на развитие сельского хозяйства более одного процента ВВП?

Список таких проблем был обширен до мирового финансового кризиса, он еще более увеличился во время этого кризиса, – но даже если мировая экономика стала бы выздоравливать всерьез, для России это мало что даст. К населению начинает приходить понимание того, что при сложившейся властной структуре его будут продолжать обманывать и грабить независимо от состояния мировой экономики и цен на нефть. Россия уже вышла на траекторию саморазрушения и чем ближе к выборам, тем отчетливее эта мысль будет проявляться в общественном сознании.

Кстати, в этой связи не вредно принять во внимание народный бунт в Тунисе, который имеет одну весьма специфическую причину. Уличные протесты начались как раз с того, что доведенные до отчаяния бюрократическим стопором и безработицей люди не захотели больше мириться с положением быдла в глазах криминализированных бюрократов. Тунис, конечно, не Россия, но кое-что – очень похоже.

Поэтому ни в Кремле, ни в вашингтонском Белом доме, ни в Лондоне не строят иллюзий о том, что новый избирательный период пройдет гладко.

В чем предвидят неизбежные проблемы этого периода для российской власти?

В первую очередь в потере авторитета партии «Единая Россия».

Официальные данные о необычной популярности этой партии в народе ничего, кроме насмешек не вызывают. Это мало смущает руководство «ЕР», так как оно уже хорошо освоило достаточно брутальный метод использования административного ресурса во время выборов. Избиратели, конечно же, знают и об автобусах с неизвестными людьми, которые подтягиваются к избирательным участкам в решительный момент, и о методике массового вброса бюллетеней и о других хитрых и не очень хитрых приемах увеличения списка голосов в свою пользу. Здесь мало что возможно скрыть. Вопрос в другом: если люди раньше все это терпели, но будут ли они терпеть на сей раз? Вполне вероятно, что в ситуации усиливающегося социального напряжения отношение к подтасовкам может измениться. Вопрос только в том, насколько масштабным окажется проявление этого недовольства. Но в любом случае, это проблема, как для российской власти, так и для заграничных отцов русской демократии. Что следует ожидать? Применение насилия в таких случаях крайне нежелательно, поэтому следует ожидать присылку корпуса международных наблюдателей, настроенного на нивелировку возможных провалов «ЕР».

Эта партия нужна всем, в том числе и Западу. Почему? Потому что она является выразителем и защитником политических интересов правящего класса, ориентированного на вступление России в западное сообщество любой ценой. То, что цена для России становится все более неприемлемой, эту партию не смущает. Большинство ее функционеров ориентированы не на национальные приоритеты, а на решение личных проблем через членство в «ЕР». Это в высшей степени устраивает зарубежных «партнеров» и «кураторов» российской элиты. Поэтому следует ожидать объединения усилий «Едроси» и иностранного ресурса в сохранении за ней завоеванных позиций. Хотя наиболее дальновидные политики в «ЕР» должны отдавать себе отчет в том, что неправедное завоевание большинства не может пойти на пользу ситуации…

Таким образом, наступление «алой зари» остановить нельзя.

Это еще одна мина замедленного действия, которая неизбежно сработает уже в обозримой перспективе. Гораздо умнее на месте «Единой России» было бы отказаться от тупого абсолютного большинства в Думе и позволить оппозиции представить себя в более ощутимых размерах. Но для того, чтобы действовать умнее, нужно иметь необходимый запас ума. Ведь тогда придется вести нешуточные политические бои в рамках парламента и СМИ. Имеются сомнения, что такой потенциал у «ЕР» в наличии.

Несколько меньшую озабоченность у Запада вызывают перспективы роста легальной внепарламентской оппозиции в избирательный период. Они понимают, что лидеры этой оппозиции (Немцов, Касьянов, Каспаров) настолько скомпрометировали себя в глазах избирателей как антипатриотическая продажная группа политиков, что реальных шансов на приближение к властному Олимпу у них нет. Единственное, что они в состоянии сделать – это умыкнуть у «Единой Росси» кусок электората поболее, чем в прежние времена.

Не больше беспокойства вызывает у них и КПРФ, давно потерявшая роль реального лидера трудящихся. Эта партия также будет бороться за проценты, а не за власть.

Тем более смешны опасения касательно «Справедливой России», тоскливо мающейся на галерке политического театра.

Реальные опасения у англосаксов вызывает мониторинг общественного мнения. В свое время они распознали рост недовольства в Польше и умело внедрились в польское движение «Солидарность», а далее смогли привести его к власти. Но не надо забывать, что главное – общественный протест возник сам по себе, как следствие ошибок ПОРП!

Вот где может скрываться настоящая опасность, ведь социально-психологические аспекты возникновения движений таковы, что их невозможно подавить даже в самом начале. Если партия – это деревце, которое в зависимости от подкормки и ухода начинает либо крепнуть, либо гибнуть, то движение – это трава, которая прорастает везде и сразу.

Сегодня достаточно лишь промониторить социальные сети интернета, чтобы убедиться в том, что в них идет активное бурление общественной браги. Самое отвратительное для Запада заключается в том, что это бурление уже нельзя возглавить «засланным казачком» в виде марионеточной партии. Опыт «цветных революций» не прошел даром и для российских граждан. Они научились различать разницу между клоунами и актерами. Лучшим доказательством этому является борьба с властью Бориса Немцова. Власть может делать с Немцовым все, что захочет. Он для публики клоун. И это его собственная заслуга.

Скорее всего, против оппозиционных «grassroots» (корней травы) будет применен весь арсенал имеющихся средств, и в первую очередь одурачивание через механизмы управления массовым сознанием. Но какой результат они дадут, сейчас предположить сложно. Как известно, от слова «халва» во рту слаще не становится.

Судя по тому, какие меры власть с подачи заокеанских консультантов планирует предпринять, серьезного средства от «алой зари» у нее нет.

Достаточно неубедительно выглядит предложение СРИГОПЧ (Совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека) начать «кампанию десталинизации» общества. Цель этой идеи очевидна – пустить «встречный пожар» против разгорающегося вала народного недовольства. Можно утверждать сразу: этот «встречный пожар» власть предержащим ничего хорошего не принесет. Точнее говоря, лишь усилит понимание обществом бесперспективности русского варианта либерализма. Реальный «встречный пожар» может выглядеть только как решительная санация всего властного аппарата и срочная система мер по притоку в социальную сферу больших контролируемых сумм денег. Но где их взять при сегодняшней композиции финансовой системы страны? Все, что можно и без того берется. Значит, нужно думать о новой композиции финансовой системы, в первую очередь о превращении рубля в средство платежей при торговле национальными богатствами за рубежом. Первые лица государства говорили об этой возможности, видимо с подачи патриотически настроенных ученых. Но потом кто-то более авторитетный (уж не сам ли Анатолий Борисович Чубайс?) поставил жирный крест на этой теме и она больше не возникает.

Судя по всему, силы, влияющие на мировые цены на нефть через систему фьючерсных сделок, не допустят их падения в решительный момент и поддержат руководство РФ. Пока для Запада ему нет альтернативы. Однако наибольшие затраты будут вложены в оказание влияния на социальные сети в интернете. Вообще это задача номер один и задача очень сложная. Хотя решаемая. Нам предстоит увидеть, сколько авторитетных блогеров изменят свою тональность, сколько «ложных партизанских отрядов» появится в виртуале с целью уведения внимания на боковые проблемы, как заработает артиллерия компрометирующих материалов. Не дать интернет – сообществу породить из своих недр инициативные движения, распылить, дезориентировать, направить на ложный путь. В краткосрочном измерении это вполне возможно. В средне- долгосрочном нет. Но в данном случае как раз и нужен краткосрочный период «замыливания мозгов».

Но все-таки, вероятность того, что «поднимется алая заря» достаточно высока. Вот ее причины:

- протест против невыносимого состояния общественных отношений, в которых над рядовым человеком стал главенствовать, идиотничать и издеваться эгоизм правящего класса,

- общее ухудшение социально-экономического положения,

- протест против идейной и духовной дезориентации рядовых граждан,

- протест против утраты Россией роли великой державы,

- искреннее желание реального обновления жизни.

Время до выборов в Государственную думу пролетит быстро. Эти выборы на этот раз необыкновенно важны для страны еще и потому, что если «Единая Россия» уступит абсолютное большинство, то другие, прорвавшиеся в Парламент силы, могут весьма существенно повлиять и на грядущие президентские выборы.