Перспективы прихода исламских инвестиций в Россию есть
Руководитель Рабочей группы по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам Ассоциации региональных банков России Алексей Коваленко в интервью ИА «DV-NEWS» заявил, что раз Россия планирует стать международным финансовым центром, то нужно создать условия для работы исламских финансовых организаций.
- Каковы итоги действий Рабочей группы по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам, которую Вы возглавляете?
Рабочая группа при Ассоциации региональных банков России, выступающая одним из организаторов форума «Исламские финансы и инвестиции» в Москве 26-27 мая 2010 года, была образована первого октября прошлого года. Она сформирована из специалистов по исламским финансам, банкингу, ценным бумагам и страхованию, представителей профессиональных организаций, участников финансового рынка, органов государственной власти и управления - Минфина, Минэкономразвития, Федеральной службы по финансовому регулированию, МИД, Совета Безопасности, представителей образовательных учреждений и исследовательских центров. В состав группы приглашены специалисты из Банка России, Федеральной службы по страховому надзору и Налогового комитета.
Рабочая группа была создана для изучения того, в какой мере с нормативно-правовыми актами и правоприменительной практикой РФ сопрягаются особенности финансовых услуг, в мировой практике определяемых как альтернативные. В случае выявления моментов, препятствующих созданию адекватных институциональных форм (кредитных организаций, страховых компаний и др.), предполагается разработать предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
На сегодняшний день пример альтернативной бизнес-модели и продуктового ряда дают исламские финансы. На заседаниях Рабочей группы были проведены дискуссии о возможностях использования исламских финансовых продуктов в России в рамках действующей нормативно-правовой базы. Были выявлены некоторые положения законов и подзаконных актов, которые затрудняют использование их в России или вовсе препятствуют им.
По нашей просьбе три международных консультанта – компании Deloitte, PricewaterhouseCoopers и KPMG - разработали свои предложения по оказанию юридических и налоговых услуг по подготовке законопроекта, касающегося функционирования исламских финансов в России.
Членами Рабочей группы были также рассмотрены экономическое содержание и возможности использования различных типов контактов исламских финансов в банковском, страховом деле и ценных бумагах.
Были представлены финальные презентации по основным видам исламских финансовых контрактов, функционированию исламских ценных бумаг, принципам и схемам финансирования корпоративных клиентов, моделям такафула – исламского страхования. После их обсуждения был составлен список контрактов по исламским финансам, имеющих в настоящее время актуальность.
Было принято решение включить восемь типов контрактов в техническое задание для выбранного в дальнейшем международного консультанта при работе над нормативно-законодательной базой. Причем мы хотим сделать это по всему спектру исламских финансов – банкингу, страхованию, ценным бумагам, дабы избежать поэтапности, которая была характерна для Казахстана и Киргизии.
Следующая стадия работы – разработка подробного технического задания для проекта совместно с потенциальными партнерами до решения вопроса финансирования проекта.
Реализация самого проекта включает в себя следующее. Будет проведен анализ соответствующих шариату инвестиционных структур и финансовых инструментов (выбранных Рабочей группой восьми типов контрактов), включая банковскую и страховую сферы, с точки зрения соответствия российскому гражданскому, а также банковскому и страховому законодательству о ценных бумагах. Будет разработана концепция внесения поправок в соответствующие законодательные акты с целью сделать возможным учреждение инвестиционных структур и финансовых инструментов в РФ.
Также проводится анализ основных российских налоговых последствий, возникающих в отношении исламских инвестиционных структур и финансовых инструментов, чтобы при необходимости разработать концепцию поправок к соответствующим законодательным актам по налогам с целью повышения их налоговой эффективности. На подготовку законопроекта может уйти от пяти до шести месяцев.
От имени Ассоциации было направлено письмо президенту Исламского банка развития г-ну Ахмаду Мухаммаду аль-Мадани с информацией о нашей Рабочей группе, ее целях и задачах. Ведутся также переговоры с возможными спонсорами проекта.
На самом деле разработка законодательства - это только первый шаг к появлению исламских финансовых институтов в России. Здесь необходимо решение комплекса задач. Одни из главных - это подготовка специалистов по исламским финансам для банков, инвестиционных и страховых компаний и шариатских советов, широкое просвещение населения (не только мусульман) о сущности и возможностях исламских финансовых институтов, повышение общей финансовой грамотности.
- Взаимодействуете ли Вы с аналогичной Рабочей группой при Совете муфтиев России?
После образования нашей Рабочей группы вице-президент Ассоциации региональных банков России, директор Центра развития банковской системы Олег Иванов встретился с координационным советом аналогичной Рабочей группы Совета муфтиев. Мы обсудили возможные перспективы сотрудничества в области реализации в России принципов исламских финансов, в частности исламского банкинга и инвестиций.
У меня также была личная встреча с директором международного департамента Совета муфтиев России Рушаном-хазратом Аббясовым, где я обратил особое внимание на необходимость глубокой разработки их Рабочей группой шариатских стандартов исламских финансов в России, хотя бы на базе уже имеющихся в мире.
Было бы логично Совету муфтиев и Рабочей группе при нем более активно заняться подготовкой соответствующих кадров для шариатских советов. Необходимо разработать и начать реализовывать серьезную программу по просвещению российских мусульман основам исламского банкинга, инвестиций и страхования. Стоит отметить, что на конференции в мае обсуждением вопросов шариатских стандартов и связанных с этим проблем займется отдельная сессия.
- Что делает государство для появления исламского банкинга в РФ? Необходимо ли создавать какую-то отдельную структуру или подразделение для работы с исламскими финансовыми организациями для координации их деятельности в стране?
У меня нет информации, что государством делается что-либо конкретное для появления исламского банкинга в России – не было ни одного высказывания госчиновников федерального уровня, за исключением, конечно, нашего представителя в Организации Исламской Конференции Исхакова Камиля Шамильевича. Хотя, несомненно, государство заинтересовано в развитии финансовой системы в целом, расширении инвестиционных возможностей, появлении новых услуг, продуктов, повышении качества обслуживания населения. Нельзя не сказать и о работе в этом направлении Внешэкономбанка, где государство - главный акционер. Как известно, ВЭБ открыл свое представительство в ОАЭ, активно взаимодействующее со странами Персидского залива, в Лондоне в представительстве ВЭБ функционирует департамент по исламским финансам, сейчас банком готовится структура сукука – исламской облигации.
Россия планирует стать международным финансовым центром в ближайшем будущем. Наличие условий для функционирования исламских финансовых институтов в юрисдикциях, претендующих на статус международных финансовых центров, обязательно. В Великобритании для сохранения лидирующих позиций в финансах пошли на изменение своей нормативно-правовой базы, несмотря на немногочисленность (по сравнению с нашей страной) мусульманского населения и его незначительную роль в экономике.
Соответствующие поправки были сделаны в Люксембурге около двух лет назад, а сейчас эта страна с ее очень благоприятным налоговым климатом также претендует на ведущую роль в исламских финансах в континентальной Европе.
В Гонконге и Сингапуре активно работают исламские финансовые институты. Франция, Германия, Япония, Южная Корея и Китай так же работают над дополнениями и изменениями в законодательствах для создания условий функционирования исламских финансовых институтов в этих странах. В странах СНГ за последние два года так же сделан рывок в этом направлении – приняты соответствующие законодательства в Казахстане, Киргизии, ожидается их появление в Узбекистане и Таджикистане.
Отвечая на второй вопрос, считаю, что нет необходимости создавать отдельную структуру для работы с исламскими финансовыми институтами, ведь у нас и так достаточно регуляторов и контролеров – Банк России, ФСФР, налоговый комитет, Росстрахнадзор и др. А потом, технически все исламские продукты давно разработаны, а некоторые из них уже используются финансовыми институтами как вполне обычные.
Посмотрите на определение типов исламских контрактов. Мурабаха - это перепродажа с торговой наценкой, используется, как правило, для финансирования краткосрочных торговых сделок.
Иджара — соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента, фактически – лизинг. Мушарака — партнерство при софинансировании. Мудараба — участие в прибылях и убытках, фактически трастовое финансирование. Такафул страхование – сотрудничество в рамках общества взаимного страхования.
Для мусульман в этих формах контрактов отсутствует ссудный процент, запрещенный Кораном. Также обязательно соблюдение определенной социальной справедливости и шариата, запрещающего вкладывать деньги в производство алкоголя, свинины, индустрию развлечений и т.п. Внедрение в России исламских финансовых продуктов позволит ввести в оборот и те наличные средства мусульман, которые находятся «под матрасом». Если приблизительно подсчитать эти деньги хотя бы 25 миллионов мусульман, то получается очень весомая цифра.
Одним из главных препятствий появления исламских финансовых институтов в России, конечно, является политическая составляющая. Ранее исламские институты рассматривались как источники и инструменты финансирования экстремизма. С нормализацией ситуации в Чечне отношение к исламским финансам и в обществе, и у политиков постепенно меняется.
В настоящее время, несмотря на отсутствие российского законодательства по исламским финансовым институтам, в таких регионах, как Татарстан, Поволжье, Дагестан, предпринимаются усиленные попытки создания подобных учреждений.
С учетом этого я считаю, что главенствующую роль здесь должно взять на себя государство, подготовив законодательство и установив правила игры. Важна роль и региональных властей для успешной и правильной реализации проектов.
Корректировка нормативно-правовой базы по принципу «ни преимуществ, ни дискриминации» создаст достаточные условия для того, чтобы исламские финансовые технологии могли успешно применяться на паритетной и законной основе при учете многоконфессионального состава российского общества и светского характера российского государства.
- На встрече в декабре 2008 года короля Бахрейна Хамада бен Исы аль-Халифы и президента РФ Дмитрия Медведева стороны заявили о создании первого исламского банка в Москве. Какие шаги с тех пор сделаны для реализации этого решения?
Заявление короля Бахрейна и президента России о создании в нашей стране первого исламского банка, прозвучавшее на той встрече, несомненно, воодушевило многих в арабских странах и особенно в нашей стране.
Для нас, думаю, это показало отношение высшего руководства страны к появлению исламских финансовых институтов в России. Знаю, что это заявление тогда обсуждалось в рабочем порядке внутри МИД РФ и комиссии по экономическому сотрудничеству при правительстве России (сейчас комиссию возглавляет вице-премьер Шувалов).
Думаю, наша Рабочая группа и сделала эти первые шаги по реализации договоренностей высоких сторон. У нас есть цель, человеческие и интеллектуальные ресурсы, мы знаем, как это сделать. Теперь поддержка и понимание центральных и региональных властей должна проявиться более активно и открыто, что станет залогом достижения целей и реализации поставленных задач.
- Как Вы полагаете, каковы перспективы сотрудничества России с исламскими инвесторами в условиях, когда, по оценкам аналитиков, в 2010 году доля исламских банков будет составлять 20% на рынке мусульманских стран? Ведь крупные арабские инвестиции в США и Западную Европу не зависят от того, насколько их законодательство благоприятно для развития исламского банкинга?
Думаю, более корректно говорить не о доле исламских банков в мусульманских странах (она выше указанных 20%), а о динамике развития исламской банковской индустрии, а так же о финансовых институтах, предоставляющих наряду с обычными продуктами и исламские (HSBC, Citybank, Douschebank и др.).
Кроме того, часто крупные арабские инвестиции в США и Европу наряду с выгодой определяются и политическими факторами (вспомните волну вывода арабских авуаров из США в определенный период или подобную угрозу Швейцарии в недавнем прошлом). Никто не говорит, что, приняв завтра соответствующие поправки в российское законодательство, послезавтра инвестиции из Ближнего Востока потекут нескончаемым бурным потоком. Тем не менее, этот шаг должен быть сделан как можно скорее.
Наша страна в отличие от стран Европы и США имеет очень серьезные преимущества. Не надо забывать, что в России около 25 (а по некоторым оценкам 30) миллионов мусульман. В таких крупных регионах, как Татарстан, Башкирия, Северный Кавказ, Поволжье, мусульманское население играет важную роль в экономическом и социальном развитии. В Москве по некоторым оценкам около 2,5 миллионов мусульман. С 2005 года Россия является наблюдателем в Организации Исламской Конференции, причем очень активным. И, наконец, не надо сбрасывать со счетов наши исторические связи с мусульманским миром.
А приход инвестиций, вы правы, зависит не только от законодательства, но и от условий для их привлечения и активности в этом направлении. Делать прогнозы по темпам развития исламской финансовой индустрии в России до появления соответствующих законодательных условий - дело очень неблагодарное.
Вспомните начало 90–х годов в нашей стране. Кто мог предполагать, что финансовая индустрия начнет развиваться колоссальными темпами в распавшейся, финансово «дремучей» стране? У иностранных банков, инвестиционных и страховых компаний, думаю, были огромные опасения, чувства колоссального риска, но все-таки они пришли.
А ведь уже сейчас существуют и начали реализовываться некоторые инвестиционные проекты Исламского банка в Татарстане и на Северном Кавказе. В прошлом году на Санкт-Петербургском форуме во время специально устроенной конференции бизнесменов Ближнего Востока с вице-премьером Шуваловым был дан прямой сигнал о готовности мусульманских денег прийти в Россию. Интерес к нашей стране также постоянно проявляется во время встреч лидеров арабских стран с российскими.
Так что я вижу хорошие перспективы прихода исламских инвестиций в Россию. Это даст нашей стране не только экономическую выгоду, но и укрепит мир в восприятии РФ как надежного взаимовыгодного партнера со значительным политическим весом.
Комментарии
поэтому
"нет информации, что государством делается что-либо конкретное для появления исламского банкинга в России – не было ни одного высказывания госчиновников федерального уровня"
Никогда алчная власть, которая на ссудном проценте выстраивает всю систему ограбления народа (с каждым годом растёт в ценах на всё, тарифах составляющая платы за кредиты, почему и декларируемая обманка борьбы с инфляцией, которая по факту - миф) не пустит в Россию систему социально-справедливых безссудных финансов.
А зря! Исламский банкинг (ИБ) необходимо внедрять не потому, что он шариатский, а потому, что он является реальной альтернативой иудейскому ссудному проценту, господствующему сейчас в мире и показавшему (в т.ч. в России) свою несостоятельность. Более того, тот факт, что рушится мировая финансовая система, заставил забеспокоиться самого Сороса, лучше всех знающего, как ловится финансовая прибыль в мутной воде ссудного процента.
Мало того, вполне вероятным в будущем является глобальная повсеместная замена ссудного процента на ИБ как более социально справедливого и социально-ОТВЕТСТВЕННОГО способа ведения финансов любого государства, а не только исламского. Понятно, какое значение может иметь замена финотношений на ИБ особенно в России, где в населении так сильно стремление к социальной справедливости (уже 20 лет власти не могут выкорчевать из нашего сознания "русский дух" (который даже коммунисты боялись трогать!))