Медведев и Путин рубят сук, на котором сидят

На модерации Отложенный

Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:

Установление памятника Борису Ельцину представляется мне верхом непристойности, а действия власти по прославлению памяти Ельцина подрывают ее легитимность.

Сказать, что Ельцин в нашем народе глубоко непопулярен - это очень мягко сказать. Я так понимаю, что глубочайшая неприязнь к Ельцину разделяется 80% нашего населения. Лично я полностью присоединяюсь к этим чувствам. В его эпоху произошло практически насильственное протаскивание гайдаровской реформы, чудовищно непрофессиональной и по результатам глубоко антинародной и разрушительной для экономики нашей страны и, прежде всего, для уровня жизни большинства граждан. Плюс чубайсовская приватизация и залоговые аукционы, которые мало того, что являются откровенно криминальной сделкой, но и на ровном месте создали, по сути, за госсчет сословие миллиардеров, благосостояние которых держится на бедности большинства населения. При том, что залоговые аукционы были очевидной сделкой за откат, когда большая часть национального достояния была роздана приятелям Татьяны Дьяченко за финансирование предвыборной кампании 1996 года. Плюс жесткой госпереворот 1993 года. Перечисленные факты дают все основания для того, чтобы сделать память Бориса Ельцина глубоко позорной.

Я даже не могу себе представить, в чем собственно заслуги Ельцина перед Россией и нашим народом. Все необходимые изменения в сторону гражданских свобод, демократической формы правления и внедрения рынка были сделаны при Горбачеве. При Ельцине наоборот все это было чрезвычайно сильно ухудшено: внедрение рынка превратилось в создание дикого, варварского капитализма с сильными феодальными элементами, свобода прессы превратилась в разделение телеканалов между назначенными миллиардерами и госчиновниками. В этом смысле то, что сейчас оно полностью управляется госчиновниками, является совершенно закономерным процессом, начатым во времена Ельцина. Демократия построена так, что правящий клан в ней никогда не уйдет от власти. Собственно чему радоваться?

В этом смысле, когда Путин пришел к власти, хотя все понимали, что он фактически назначен Ельциным, но народ рассматривал его в духе сценария «Штирлиц, ставший фюрером». То есть ожидали, что он потихоньку начнет изменять ситуацию. За прошедшие 10 лет не изменилось ничего: ельцинский курс, итогом которого является массовая бедность и вопиющее социально-экономическое неравенство, остался.

Олигархи и коррумпированные госчиновники процветают и то, что при Путине разве что произошел определенный передел собственности, дела не меняет. Ни Путин, ни Медведев так и не решились хотя бы в мягких формах делегитимизировать память Ельцина, делегитимизировать олиграхов. Наоборот они по очереди говорят, что приватизацию ельцинскую тронуть не дадим.

На мой взгляд, это просто доказывает, что эта власть нелегитимна, потому что все же исходит из простейшего соображения: Ельцин и его группировка пришили к власти, обещая, что жить станет лучше, апеллируя к тому, что жить плохо, что коммунисты забирают в свои основные фонды большую часть честно заработанного людьми. Жить стало хуже. До сих пор, несмотря на то, что дефолт 1998 года и высокие цены на нефть слегка повысили уровень жизни по сравнению с тем, что было в 90-е, но мы до сих пор не регенерировали советские уровень и качество жизни.

Какое повышение уровня жизни, когда за границу на отдых может съездить не больше 60% населения? Да и не намного поднялся уровень жизни сейчас при Путине и Медведеве по сравнению с Ельцинским, поскольку несмотря на то, что цены на нефть возросли и в свое время чрезвычайно сильно, зарплата за ними глубоко не поспевала, а инфляция росла и росла. В этой ситуации для Путина и Медведева, когда они явно уже начали предвыборную борьбу друг против друга, было бы выгодно отстранятся от памяти Ельцина. Но этого не происходит. Другое дело, что некую закулисную борьбу я здесь вижу, когда Путин не участвовал в открытии памятника, а Медведев, по сути, оказался вынужден в этом участвовать, и наоборот когда Ельцин умер, Медведев практически не участвовал в похоронах. То есть некое перекидывание горячей картошки в стиле «ты преемник Ельцина - нет ты» я здесь вижу, но все это происходит затаенно и подпольно.

В этой ситуации еще раз говорю, я воспринимаю ту помпу и тот фальшивый пафос, с которыми нынешние руководители страны восхищаются Ельциным, как шаги к подрубанию того сука, на котором они сидят, шаги к откровенной делегитимации режима. Другое дело, что они в определенном смысле честны. Да, они являются наследниками Ельцина и продолжают его курс. Но это как в том старинном советском анекдоте про бабушку и хипаря, когда старушка в метро говорит: - Девушка, извините. - Я не девушка. - Нашла чем гордится, дура.