Проблемы сталинизма у нас по факту нет
Президентский совет по правам человека, возглавляемый советником Дмитрия Медведева Михаилом Федотовым, сошел с заявленного ранее пути на "десталинизацию". По крайней мере, 1 февраля этот вопрос на заседании совета в Екатеринбурге не рассматривался, однако обсуждалась борьба с "пережитками тоталитаризма в общественном сознании". Хотя на сайте Кремля и вовсе указывается, что главной темой совета были проблемы семьи и детства. Эксперты, опрошенные корреспондентом Накануне.RU, отмечают, что процесс "десталинизации" никак не может стать лейтмотивом политической жизни, поскольку на данный момент находится где-то между подлостью и глупостью.
Леонид Калашников, депутат Государственной Думы от фракции КПРФ:
- Неприятно об этом говорить, но власть вместо того, чтобы бороться с терроризмом или предотвращать техногенные катастрофы, занята какими-то пустыми проектами типа выноса тела Ленина из Мавзолея или " десталинизацией". Мне понятно, почему это делается: власти необходимо отвлечь народ от реальных проблем в социальной сфере, промышленности и других областях. Современные коммунисты, как и наши предшественники, давным-давно осудили политические репрессии, которые проводились во времена Сталина. Первый раз это сделал еще Хрущев. Так что сейчас нужно говорить не о том, что уже и так давно ясно, а о том, что хорошего можно почерпнуть у той эпохи нынешнему руководству России. А почерпнуть есть что: индустриализация, например, - очень интересный процесс, созвучный сегодняшней модернизации. Даже такой человек, как Герман Греф, которого никак не назовешь сталинистом, на одном из экономических форумов, говоря о кризисах и взлетах предвоенной экономики, поправил американского эксперта и напомнил, что сталинская промышленная революция была одним из самых удачных примеров перестройки хозяйственной системы. Тогда Россия из нищей и лапотной превратилась в одну из ведущих промышленных держав. Строились электростанции, заводы, другая инфраструктура. Потом, после войны, Сталин снова добился того, что разрушенная и обескровленная страна встала на ноги.
Так что не президентское это дело - копаться в истории, стараясь найти какое-то грязные пятна. Нынешняя Россия - правопреемница СССР, и это наша общая история.
Я думаю, что тут еще играет роль и то обстоятельство, что этот год выборный, и эту тему еще часто будут использовать разные политические силы. Хотя спекулировать на собственной истории - дело подлое.
Сергей Марков, депутат Государственной думы от фракции "Единая Россия":
- Мне кажется, что проблема десталинизации надумана. Ее провели еще Хрущев и Брежнев. Уже режим Брежнева не имел ничего общего со сталинским режимом, и это я сейчас говорю не как политик, а как ученый-политолог. Если сталинский режим можно назвать тоталитарным, то брежневский - умеренно авторитарным. Никакого террора по отношению к своим гражданам Брежнев не проводил. Это абсолютно разные режимы.
Все разговоры о десталинизации - выражения политических эмоций людей, которые выступают против государства как такового. Для них это абсолютно естественный рефрен. Это, кстати, абсолютно нормальное занятие для совета по правам человека, которым руководит Федотов, но люди, которые говорят о десталинизации, как о государственной политике, на экзамене по природе сталинизма получили бы двойку. У нас есть другие проблемы: коррупция, моральное разложение элит, отсутствие у элит связи с родиной, которую они воспринимают как охотничью территорию, которую надо ограбить. Вот, настоящие проблемы, а проблемы сталинизма у нас по факту, нет и вести серьезные разговоры об этом - полная глупость...
Оксана Дмитриева, депутат Государственной Думы от фракции "Справедливая Россия":
- Я считаю, что нужно создавать нормальные условия для тех, кто был репрессирован, в этом может выражаться "десталинизация". На сегодняшний день, к сожалению, нет общего пакета социальных льгот и мер социальной поддержки, которые подверглись политическим репрессиям. Кроме того, нужно открыть архивы. Многие из них до сих пор не раскрыты в полной мере, и люди не могут узнать судьбу своих родственников. Понятно, что там, на документах, стоят подписи людей, которые либо сами до сих пор живы, либо живы их ближайшие родственники, и рассекречивание этих сведений может вызвать резонанс. Хотя я лично считаю, что это было бы полезно для нашего общества. В будущем это могло бы остановить людей, которые намереваются совершить неблаговидные поступки.
Комментарии