Президенту сообщили о нарушениях в "деле Изместьева"
На модерации
Отложенный
Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте России провел во вторник заседание в Екатеринбурге с участием Дмитрия Медведева. Одной из главных тем заседания стали проблемы судебной системы. Как сообщил «Росбалту» член Совета Кирилл Кабанов, одним из примеров серьезных проблем с правосудием стало дело экс-сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, осужденного пожизненно по обвинениям в убийстве. Члены Совета Кирилл Кабанов и Людмила Алексеева передали обращение, в котором изложили суть претензий к этому делу. Это письмо вошло в папку доклада о судебной системе, которую Дмитрию Медведеву передал глава Совета Михаил Федотов.
В обращении содержится анализ судебного разбирательства, проведенный Московской Хельсинкской группой и Общероссийским общественным движением «За права человека». По мнению авторов обращения, дело сопровождалось большим числом нарушений гражданских и процессуальных прав обвиняемых на стадии как следствия, так и судебного процесса, необоснованным лишением их возможности предстать перед судом присяжных.
Так, правозащитники обращают внимание на засекреченность дела всего из-за нескольких листов, которые в итоге не использовались в суде и не были приобщены к приговору. Незаконное засекречивание уголовного дела привело к незаконному закрытию судебного процесса, что послужило основанием для оказания давления на суд со стороны сотрудников спецслужб.
Авторы письма отмечают, что после задержания в течение почти целого года никакие следственные действия в отношении Изместьева не проводились. «В период проведения предварительного следствия обвиняемый был на несколько месяцев переведен из следственного изолятора «Лефортово» в СИЗО «Бутырка», где трижды помещался в карцер по надуманным обвинениям в нарушении режима, с целью ухудшения условий его содержания, оказания давления и получения признательных показаний. Во время содержания Изместьева, как в «Лефортово», так и в «Бутырке», его постоянно посещали сотрудники спецслужб. Встречи проходили в отсутствии адвоката. К Изместьеву применялись методы психологического запугивания. Уже в 2007 году сотрудники спецслужб неоднократно говорили Изместьеву, что он получит пожизненное лишение свободы, если им не будут даны признательные показания», — утверждают исследовавшие дело правозащитники.
Авторы письма отмечают также незаконный разгон коллегии присяжных, для чего было добавлено обвинение в терроризме, но оно в итоге не применялось. «В ходе слушания дела коллегией присяжных заседателей (с августа 2009 года по 12 мая 2010 года) на присяжных заседателей оказывалось сильное давление со стороны сотрудников спецслужб с целью роспуска коллегии, о чем неоднократно говорили сами присяжные в интервью средствам массовой информации», — говорится в тексте письма.
В деле, по оценке правозащитников, имеются многочисленные нестыковки и противоречия.
«По нашему убеждению, о законности, объективности и справедливости приговора Изместьеву невозможно говорить без досконального изучения процесса приватизации госсобственности в Башкирии и коррупционных проявлений, ее сопровождающих, поскольку они сыграли центральную роль в тех событиях, которые стали предметом судебного рассмотрения», — приходят к выводу авторы обращения.
«Поэтому мы просим вас, не оказывая давления на суд, взять дело Изместьева под особый контроль, поручить Генеральной прокуратуре РФ проверить обоснованность позиции гособвинения в ходе процесса и, по результатам проверки, выйти с надзорным представлением», — говорится в тексте правозащитников.
«Как в прошлом, так и в настоящее время Изместьев пользуется большой поддержкой граждан Башкортостана, о чем свидетельствуют более тринадцати тысяч подписей, собранных ими под обращением к вам в его поддержку», — утверждается в тексте.
Как пояснил «Росбалту» Кирилл Кабанов, дело Изместьева интересно прежде всего своей коррупционной составляющей, по оценке главы Национального антикоррупционного комитета, истинной причиной заключения Изместьева стало его знание о махинациях в ТЭКе Башкирии. «Изместьев мог дать ценнейшие показания по делу о миллиардных хищениях, связанных с башкирским топливным комплексом и прежней властью в республике. Именно поэтому его и «закрыли», — уверен Кабанов. «И уж точно Изместьев не должен был быть судим как организатор преступлений», — уверен член Совета.
Игорь Изместьев был приговорен к пожизненному лишению свободы Московским городским судом 8 декабря 2010.
Комментарии