Илларионов: О Гайдаре необходим серьезный, взвешенный разговор

В связи со смертью Е.Т.Гайдара ко мне обращаются с просьбами «прокомментировать», «высказаться», «дать оценку».
То, что сделал Гайдар, заслуживает серьезного общественного разговора.

Но не сейчас.

Тому есть несколько причин.

1. Сейчас время прощания. С уходящим в другой мир каждый оставшийся в этом прощается по-своему. Как - это его и только его выбор.

2. В особенности если уходящий - не абстракция с плаката, экрана или иконы, а человек, знакомый тебе в течение десятилетий. Чтобы проститься с Гайдаром, мне не нужны ни зрители, ни надсмотрщики.

3. Порядочные люди хранят память об ушедших. Но они не устраивают шаманские пляски на их костях.

4. Многие в эти дни искренне отдают дань памяти Гайдару - так, как они понимают его и его роль в истории нашей страны. Но есть и те, кто устраивают на его смерти Кампанию. Эти воюют не столько за сохранение памяти о Гайдаре, сколько за создание Мифа о Гайдаре. И в том числе - о себе.

5. С детства не терплю кампании - как ненависти, так и восхваления. Ничего подобного кампании, проводимой в эти дни, не происходило тогда, когда уходили наши великие сограждане - Андрей Сахаров, Галина Старовойтова, Борис Ельцин, Борис Федоров.

Уход этих в высшей степени достойных людей не исключал немедленного обсуждения их действий, оценки их достоинств и побед, ошибок и поражений.

6. Сегодня по отношению к Гайдару это почти невозможно. Нынешняя кампания по его мифологизации по сути нацелена на ликвидацию самой возможности взвешенного разбора его взглядов и действий, на недопущение непредвзятого анализа недавней истории страны.

7. Разговор о Гайдаре, своими действиями предопределившим многое в нашей экономической и политической жизни, необходим. Общество нуждается не в замазывании его черной краской и не в обливании его слащавым елеем, а в серьезном и предельно честном разговоре - о том, что и как им было сделано, что не было сделано и почему.

Этого разговора страна ждет как минимум с 1992 года. Разговора, начала которого ждали именно от Гайдара, но так и не дождались.
Разговора, без проведения которого российское общество рискует надолго остаться заложником старых мифов и пленником новых.