На Кавказе необходима агентурная сеть
Госдума намерена продолжить работу по ужесточению «антитеррористического» законодательства в связи с терактом в «Домодедово». Однако уже и сами депутаты сомневаются в эффективности подобных мер. Своим мнением о том, как следует работать спецслужбам по предотвращению терактов, с «Росбалтом» поделился депутат Госдумы от «Единой России», полковник ФСБ Игорь Баринов.
- Игорь Вячеславович, Госдума в последнее время то и дело ужесточала «антитеррористическое» законодательство, однако террористов это не испугало. Нужно ли и дальше идти по этому пути?
- В принципе уже принятых законов вполне достаточно, чтобы эффективно бороться с терроризмом на законодательном уровне. Я уже не говорю о предусмотренном в законе наказании для террористов, включая их пособников. Проблема, скорее, упирается в исполнение законов, а также подзаконных актов и должностных инструкций.
Взять хотя бы милицию, которая стоит на входе в аэропорт «Домодедово». Понятно, что с учетом огромного пассажирского потока, обеспечить проход всех через металлодетекторы сложно, но человеческие жизни - важнее. И нужно было принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности в аэропорте, включая привлечение новых людей. Да, это дополнительные расходы, и этим, конечно, должна заниматься линейная милиция. Но, к сожалению, милиционеру проще взять 500 рублей с таджика-гастарбайтера, чем заниматься этими вопросами.
- Проблема только в работе милиции или спецслужбы также не совсем эффективно справляются со своими задачами?
- Понятно, что пока мы не наведем порядок на Северном Кавказе, теракты, хоть и с разной периодичностью, но будут продолжаться. Сегодня мы в состоянии предотвращать еще на этапе подготовки теракты, подобные захвату заложников на «Дубровке» или в Беслане. Но такие локальные теракты, как взрывы в метро или аэропортах, нам пока предотвратить сложно.
Ведь в отличие от США или Израиля мы не ловим террористов за пределами страны. У нас очаг напряженности находится внутри России, и нашим террористам не надо пересекать границы, проходя паспортный и таможенный контроль, что, безусловно, осложняет их поимку. Тем более, сложно предотвращать теракты с участием смертников. Другое дело, что может быть введен повышенный «антитеррористический» контроль.
- Представители спецслужб обычно объясняют мотивы совершения терактов местью родственников или близких людей ликвидированных боевиков.
Если это действительно так, возможно ли предусмотреть подобные ситуации и взять на «учет» потенциальных смертников?
- Контролировать семьи можно и нужно. Тем более что сейчас процент ликвидируемых боевиков не так высок. И я не думаю, что это большая проблема, постоянно отслеживать - пропал или не пропал человек, в каком психологическом состоянии он находится и т.д. Так что это направление работы спецслужб действительно сейчас слабое, и здесь имеют место определенные недоработки.
- А как обстоят дела с агентурной сетью?
- Сначала мы потеряли всю агентуру на Северном Кавказе. Потом стали экономить на всем, на чем только можно. А на агентуре экономить нельзя! Если говорить о моем опыте работы (Баринов командовал с 1993 по 2003 год региональным подразделением «Альфа», принимавшей участие в контртеррористической операции в Чечне - прим. ред.), то зачастую деньги, предназначавшиеся на оперативную работу, уходили совсем на другие цели. И я могу сказать, что, к примеру, нашему отделу часто приходилось содержать информаторов за свой счет, когда мы платили им зарплату из «командировочных».
Сейчас это вроде бы взяли под контроль, но рисковать жизнью и давать какую-то важную информацию за 200 долларов вам все равно никто не будет! Поэтому, борьба с терроризмом не может стать эффективной, если кто-то не очень хорошо относится к исполнению своих обязанностей, а если еще и нет «подпитки» со стороны государства...
- И все же спецслужбы не могут устранить причины терроризма, борясь лишь последствиями в виде терактов...
- Я бы тоже не стал перекладывать всю вину только на плечи спецслужб. Понятно, что проблемы есть, в том числе связанные с их материальным и техническим обеспечением. Следует пересмотреть и способ направления средств на развитие Северного Кавказа, когда деньги должны идти не потоком, а целевым, адресным способом - на постройку конкретного завода или больницы.
Как это ни банально, но бдительность должны проявлять и сами граждане. Я всегда привожу в пример Израиль, где известен случай с задержанием смертника, который шел по улице, но его успели заметить восемь прохожих, которые и сообщили в полицию, после чего тот был задержан.
Комментарии
Более того, ООН пригрозил Израилю, что примет санкции из-за Палестины.
Среди стран Латинской Америки с начала декабря прошлого года независимую Палестину признали Эквадор, Боливия, Чили и Гайана; Бразилия и Аргентина заявили о признании ПА в границах 1967 года до начала Шестидневной войны. Ранее о признании Палестины заявили Куба, Никарагуа, Коста-Рика и Венесуэла, ряд других стран начали признавать Палестинское Государство.
И вдруг - террорист - араб!
их скоро сметут с лица Земли. Некому будет стравливать людей, плести интриги, бомбить страны, проливать кровь, устраивать геноцид неугодных им стран и народов. И НАСТУПИТ НА ЗЕМЛЕ БЛА-ГО-ДЕН-СТВИЕ!!!
Это ж надо было 20 лет додумываться до очевидного...
Сейчас это вроде бы взяли под контроль, но рисковать жизнью и давать какую-то важную информацию за 200 долларов вам все равно никто не будет! " - Опять распил бабок?
Огородить колючей проволокой с КСП и пулеметными вышками зоны проживания чебуреков и пускай они там друг друга взрывают и насилуют ишаков, нечего им со своими средневековыми понятиями делать в РФ, по законам гор живут в горах и точка.
ЭЭЭЭх, мужички, где ваша хвалёная железная мужская логика? Груда ржавого вторсырья...
Что это вас понесло-то так?
За Кавказ переживаете?