В Казахстане сотрудников тюрьмы впервые судят за пытки
В Капшагае начался первый в Казахстане суд над сотрудниками тюрьмы по обвинению в пытках. Мать заключенного, жестоко избитого в колонии в Заречном Алматинской области, говорит, что сыну необходима еще одна операция.
В районном суде города Капшагай начался процесс по уголовному делу о пытках Жандоса Сагатова, заключенного колонии строгого режима ЛА-155/8 поселка Заречный Алматинской области. На скамье подсудимых пять сотрудников тюрьмы и четверо осужденных из числа членов совета правопорядка (СПП).
По словам правозащитников, уголовное дело по факту применения пыток в исправительном учреждении возбуждено впервые благодаря «общим усилиям общественности и прокуратуры».
ПРЕЦЕДЕНТ
27-летний осужденный Жандос Сагатов, бывший офицер одной из силовых структур, был жестоко избит 20 марта 2010 года в учреждении строгого режима ЛА-155/8 в карантинном отделении, сообщила участник Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по мониторингу соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях по городу Алматы и Алматинской области правозащитника Инара Алдыбаева.
Как сказала Инара Алдыбаева, она и председатель ОНК Ардак Жанабилова 27 марта 2010 года, после получения соответствующего сигнала из тюрьмы в поселке Заречный от одного из заключенных, побывали там. По ее словам, они посетили Жандоса Сагатова в медсанчасти тюрьмы и «зафиксировали следы побоев: кровавые следы от наручников, распухшая и синюшная от ударов по пятке правая нога, сплошное синее пятно от ноги до спины, кровавое мочеиспускание и желудочное кровотечение; особенно его беспокоила опухоль в районе паха, возникшая после ударов дубинкой».
По словам Ардак Жанабиловой, она и Инара Алдыбаева при посещении тюрьмы в Заречном «первыми обнаружили», что заключенный этой тюрьмы Жандос Сагатов был жестоко избит. «Там было всё в крови», - говорит Ардак Жанабилова.
По словам Инары Алдыбаевой, пострадавшему Жандосу Сагатову было сделано пять сложнейших операций, состояние здоровья остается тяжелым, с марта 2010 года он находится под наблюдением врачей в больнице в городе Капшагай.
Как говорит Инара Алдыбаева, Общественная наблюдательная комиссия 31 марта 2010 года распространила заявление о произошедшем. По ее словам, такое заявление было направлено и в генеральную прокуратуру.
Инара Алдыбаева также сообщила, что 31 марта 2010 года - независимо от их заявления, поскольку ранее была подана жалоба в прокуратуру лично от Жандоса Сагатова, - было возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников тюрьмы в Заречном по статье «Превышение должностных полномочий».
По словам Гаухар Салимбаевой, адвоката Жандоса Сагатова, в рамках данного расследования был арестован заместитель начальника тюрьмы по режимно-оперативной работе Канат Сыздыков. С 27 апреля 2010 года Канат Сыздыков находится в одной из больниц Алматы под надзором конвоя.
Как говорит Гаухар Салимбаева, 16 июля 2010 года действия обвиняемых были переквалифицированы со статьи «Превышение должностных полномочий» на статью «Пытки».
По словам правозащитников - участников ОНК, это первый случай, когда уголовное дело по статье «Пытки» в отношении сотрудников тюрьмы доведено до суда.
ВОЗМОЖНО ЛИ ЛЕЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕННОГО ЗА ГРАНИЦЕЙ?
Айжамал Шорманова, мать пострадавшего заключенного Жандоса Сагатова, в телефонном разговоре с корреспондентом нашего радио Азаттык сообщила 18 января, что ее сына не только жестоко избивали, но и «насиловали с помощью подручных средств». В результате этого, по ее словам, он получил тяжелые травмы прямой кишки.
По словам Айжамал Шормановой, перенесенные ее сыном операции не решили до конца проблемы с его здоровьем. По ее словам, Жандосу необходима сложная операция за границей, поскольку, мол, такие операции не могут проводить в Казахстане.
В свою очередь, президент правозащитной организации «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова говорит, что заключенный должен выйти на свободу, чтобы лечиться за границей.
- Для этого сначала необходимо, чтобы он выиграл этот судебный процесс. Затем чтобы на основании соответствующего акта он был признан негодным по состоянию здоровья отбывать наказание в колонии. И только после обретения свободы он может обратиться с соответствующим заявлением в Минздрав. Пока я не знаю случая, чтобы заключенный лечился за границей. Для этого, я думаю, он должен сначала обрести свободу, - говорит Жемис Турмагамбетова.
ОБВИНЯЕМЫЙ - ЖЕРТВА КАДРОВОЙ ИНТРИГИ?
Асия Сыздыкова, жена арестованного и пока находящегося в больнице сотрудника тюрьмы в Заречном 34-летнего майора Каната Сыздыкова, обратилась 3 мая 2010 года через Интернет к премьер-министру Кариму Масимову.
В своем обращении Асия Сыздыкова пишет, что ее муж, майор юстиции Канат Сыздыков, в марте 2010 года был переведен с должности заместителя начальника учреждения в городе Атбасар на должность заместителя начальника учреждения ЛА-155/8 в поселке Заречный Алматинской области.
«После назначения, через 14 дней, мой муж был обвинен в превышении служебных обязанностей, выраженном в избиении осужденного, хотя он этого не совершал», - пишет Асия Сыздыкова.
Как пишет Асия Сыздыкова, осужденный Жандос Сагатов, «лишенный свободы на 14 лет за контрабанду и распространение наркотиков» и прибывший этапом в тюрьму в Заречном, 20 марта 2010 года «без причины начал избиение другого осужденного».
«Мой муж по долгу службы дал команду сотрудникам разобраться в причинах инцидента. В ходе разбирательства осужденный Сагатов дал письменное объяснение, в котором он признал свою вину по факту неправомерных действий в отношении сотрудников администрации и нарушении режима содержания, которое в дальнейшем кем-то было изъято из материалов дела», - пишет Асия Сыздыкова.
В своем обращении к премьеру Асия Сыздыкова пишет, что ее муж после заведения уголовного дела впал в предынфарктное состояние и с тех пор вынужден находиться в больнице.
Она говорит, что ее муж является жертвой «заказного смещения с занимаемой должности путем фабрикации и подтасовки фактов в интересах отдельных лиц».
Во вторник, 18 января, Раушан Сыздыкова, сестра Каната Сыздыкова, которая в данном судебном процессе участвует в качестве общественного защитника своего брата, в телефонном разговоре с корреспондентом нашего радио Азаттык сказала, что в преследовании ее брата замешан «кадровый интерес», что он якобы занял место, предназначенное для другого.
- Потому что это было нам сказано прямо такими людьми, которые не так просто эти вещи говорят, - говорит Раушан Сыздыкова.
Раушан Сыздыкова говорит о плохом состоянии ее брата Каната Сыздыкова, который по версии следствия проходит одним из главных обвиняемых.
- У моего брата сердечное заболевание, очень серьезное: ишемическая болезнь, прогрессирующая стенокардия, несколько раз его реанимировали от шока. Для него это был стресс - ни за что ни про что его в такое дело втянули, - говорит Раушан Сыздыкова.
То, что произошло с пострадавшим заключенным Жандосом Сагатовым, по словам Раушан Сыздыковой, является «стечением обстоятельств».
- Конечно, виновные лица есть. Надо найти действительных виновных лиц, которые это совершили... Однозначно моего брата там не было, и это подтверждают даже показания самого потерпевшего на очной ставке, где он сказал, что в момент избиения «я этого майора не видел», - говорит Раушан Сыздыкова.
Комментарии