Есть ли будущее у рабочих?
На исходе минувшего года состоялось первое заседание киноклуба Института «Справедливый мир». По замыслу организаторов, киноклуб должен знакомить публику с новыми работами в мире прогрессивного документального и игрового кино.
Не намерены забывать организаторы и о классиках жанра. Так, готовится к показу ретроспектива фильмов Ж-Л Годара. Налаживается сотрудничество с дружественными организациями. Одной из них - Итальянским институтом культуры в Москве - был предоставлен фильм, открывший заседание: кинобиография видного итало-советского деятеля политики и культуры Франческо Мизиано.
Красный продюсер
Созданный при поддержке властей родного города Ф. Мизиано, фильм повествует о богатой на сюжетные повороты и события его биографии жизни, попутно освещая многие не слишком известные широкой публике страницы политической и культурной истории 20 века.
В частности, историю одного из самых интересных феноменов советской культурной жизни 20-х годов прошлого века - киностудии «Межрабпом-Русь» (с 1948 года - киностудия им. Горького).
Созданная в разгар НЭПа как частное предприятие, эта студия, конечно, не могла быть свободна от идеологического пафоса (пока еще вполне искреннего), но, с другой стороны, - должна была заботиться о рентабельности. Ведь со сборов с проката (в том числе зарубежного) предполагалось финансировать помощь зарубежным коммунистам и рабочим лидерам (отсюда и объяснение странного названия студии - «Международная рабочая помощь»).
И надо сказать, что свою миссию студия выполнила. На ней были созданы такие шедевры, как «Буря над Азией» (в советском прокате - «Потомок Чингисхана») В. Пудовкина, его же «Мать», «Конец Петрограда» и другие. А лучший фильм всех времен «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна на студии не снимался, но продюсировался и, как показала его последующая слава, весьма успешно.
Это сейчас эти фильмы считаются классикой элитарного кино. А в то время это были вполне себе коммерческие хиты. Широкие массы во всем мире (да и в самом СССР) живо интересовались революционными событиями. Доход от проката картин давал студии возможность не только держаться на плаву, но также отчислять существенные средства для помощи зарубежным рабочим активистам.
Лишь в начале 30-х годов, когда над страной повеяли другие ветры, а творческую интеллигенцию начали загонять в организационные бараки Союза писателей¸ кинематографистов и пр., над студией сгустились тучи. Сначала ее национализировали, а затем и прикрыли, преобразовав в «Союздетфильм».
Любопытно, что одной из причин недовольства Сталина стала «излишняя» сосредоточенность политики студи на интернациональной тематике в ущерб «патриотической». Так, снятый на студии в 33 году, после прихода фашистов к власти, фильм В.Пудовкина на примере биографии немецкого рабочего лидера пытался анализировать ошибки немецких коммунистов, облегчившие Гитлеру путь к власти. Сталину такая рефлексия была не нужна. Наступало время беззаботных комедий Александрова и мобилизующих «колхозных» картин И. Пырьева.
В то же время можно сказать, что у Франческо Мизиано были свои причины дать «зеленый свет» «идеологически невыдержанной» работе Пудовкина.
Ведь он сам пережил трагедию, подобную той, что описана в фильме, несколькими годами раньше. Профсоюзный лидер, пацифист, депутат парламента от социалистов, а затем - один из основателей Коммунистической партии Италии, он был вынужден бежать от угрозы неминуемой расправы после прихода к власти Муссолини.
При этом, безусловно, биография и личность этого рабочего лидера и интеллигента-эмигранта сыграла ключевую роль в развитии советского кино на первом этапе.
Он умел умерять и футуристические, и, напротив, лубочные, часто спекулятивные, заскоки пролетарских культурных деятелей. Умел смотреть на дело и глазами рабочего и продюсера и коммуниста. Что, как представляется, и позволило снимать на студии многомерные фильмы, не скатывающиеся ни в «агитку», ни в «развлекаловку».
Пролетарская культура. Есть ли смысл в этом сочетании слов?
Или, скажем так, есть ли этот смысл в наше время, когда в приличном обществе считается хорошим тоном говорить о «постиндустриальном обществе» и «смерти пролетариата»?
Ответить на эти вопросы должен был помочь показанный во второй части киноклуба документальный фильм режиссера из Сибири Анжелы Абзаловой «Але, гараж!».
Фильм, снятый режиссером и тележурналистом из Сургута, выпускницей мастерской классика российской кинодокументалистики Марины Разбежкиной, посвящен действующему в этом городе свободному (т.е. не входящему в «независимые» профсоюзы ФНПР) профсоюзу - «Профсвобода
Собственно действие 40-минутного фильма вмещает несколько сцен, объединенных фигурой лидера профсоюза - Александра Захаркина.
Суд, где юристы администрации по фальшивым основаниям пытаются добиться признания законным увольнения профсоюзного активиста, дебаты на местном телевидении, пикет у офиса «Сургутнефтегаза», баня.
Да, сюжет в бане, где профсоюзные активисты и сочувствующие в перерывах между заходами в парную обсуждают философские проблемы мироздания, теорию труда и эксплуатации.
Из содержания можно сделать выводы - настоящий рабочий (пролетарский) активист не бьется исключительно «за копеечку». Такие, если они появляются, очень скоро выбирают другие, более «экономичные», чем профсоюзная борьба, пути.
Сознательный рабочий пытается привести реальность в соответствие со своими представлениями о должной роли трудящегося человека в обществе. С уважением относясь к учителю, врачу и прочей «трудовой интеллигенции», он скептически воспринимает необходимость административной, бюрократической надстройки в государстве и в бизнесе. Слишком часто эта репрессивная машина применяется против него, а не против облеченных властью жуликов.
С другой стороны, как показывает фильм, он (рабочий) чурается оторванного от жизни, истеричного левачества.
Секрет успеха подлинного профсоюзного лидера в том, чтобы не отрываться от масс, тянуть за собой, постоянно работать с товарищами на производстве, разъясняя и агитируя. Но при этом очень важно, чтобы лидер был не просто грамотным и упорным, но творческим человеком. Именно это социальное творчество, облагороженное искренним альтруизмом, составляет главный пафос передового рабочего - драматического (и лирического) героя.
Именно таков главный герой фильма Анжелы Абзаловой лидер профсоюза Александр Захаркин, - самобытный философ и поэт. Таков лидер профсоюза автомобилестроителей на заводе «Форд» Алексей Этманов. Таковы и многие другие их товарищи.
Почему власть боится профсоюзов?
По окончании кинопросмотра участники обменялись впечатлениями от увиденного и мнениями.
Первым пунктом дискуссии стал вопрос о классовом самосознании современного рабочего. Формально его часто нет, или оно проявляется в весьма специфических формах (так как отметил один из участников дискуссии, социолог, специалист по рабочему движению Карин Клеман, рабочие в интервью очень редко употребляют конструкцию «Мы - рабочие», гораздо чаще говорят лишь о себе или своем ближайшем круге), но быстро проявляется в конфликтной ситуации на уровне противопоставления интересов администрации, собственника и рабочих.
Отметили участники и роль государственной пропагандистской машины в навязывании пролетариату сознания своей «устарелости». «Если человеку сто раз повторять, что он ничто и ни на что не влияет, то он и сам в это поверит», - напомнил старую истину один из участников.
А кто-то вспомнил слова главного редактора одной центральной газеты, назвавшего свободные профсоюзы среди трех самых «опасных» тем, которые прессе не рекомендовано освещать.
Итак, почему профсоюзы, несмотря на их слабость и «вчерашнесть» пролетариата, так пугают власть?
Ответ, который предложил заместитель директора Института «Коллективное действие» Андрей Демидов, оказался достаточно прост: «постиндустриальная» риторика не может скрыть того факта, что интересы наемных работников и капиталистов по-прежнему диаметрально различаются, и описанная Марксом классовая борьба в тех или иных формах продолжается. Свидетельством этому являются забастовки и другие трудовые конфликты, время от времени сотрясающие какое-то предприятие или даже, как в случае с российскими авиадиспетчерами, - целую отрасль. Так что в отличие от рядового россиянина власть предержащим не кажется невероятной перспектива повторения масштабных стачек начала века, до основания потрясших самодержавие. Аналогии, как известно, страдают упрощением, но, тем не менее, прозрачны.
И все же на вопрос - есть ли будущее у пролетариата, в том числе, в сфере производства культурных ценностей, ответ, вероятно, может дать только сам рабочий класс. Как там пелось в известной песне - «Никто не даст нам избавленья...»?
Так или иначе, знакомство с проектом «Я - рабочий» (его кино- и театральной частями) решено продолжить.
Социальная справедливость для всех!
20 февраля 2011 года наша страна, как и весь мир, отметит Всемирный день социальной справедливости.
Этот памятный день был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в специальной резолюции от 18 декабря 2007 года и отмечается с 2009 года.
«Необходимо дальнейшее наращивание усилий международного сообщества в области искоренения нищеты, обеспечения полной занятости, достойной работы, равноправия мужчин и женщин, социального благосостояния и социальной справедливости для всех» - говорится в резолюции ООН об учреждении Дня социальной справедливости.
В этот день по призыву партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городах России состоятся акции в рамках общероссийской кампании «Право на протест».
Представители различных социальных групп, рабочие, жилищные активисты, экологи, пенсионеры и многие другие выступят вместе против царящей в нашей жизни несправедливости
Комментарии