Западные СМИ о Ходорковском: мученик без сторонников

Когда-то он был главой крупнейшего в стране нефтяного концерна ЮКОС, самым богатым человеком в России, а стал кровным врагом Владимира Путина. Теперь, пишет обозреватель Die Zeit Йоханнес Фосвинкель, он демонстрирует внутреннюю волю, которая отличается от нарочитой решительности его соперника. В то время как Путин выплескивает свой гнев, Михаил Ходорковский улыбается.

"На Западе его уважают за это, в России по большей части игнорируют. И если за пределами России его считают героем, то в сознании большинства россиян он так и остается олигархом".

"Я готов умереть в тюрьме", - сказал Ходорковский в своем заключительном слове на процессе, напоминает издание. Отбывая срок, Ходорковский нашел для себя роль, помогающую ему пережить годы тюремного заключения, говорится в статье: он стал мучеником, который несет наказание за всех тех, кто когда-то заработал на приватизации.

"И, похоже, Ходорковский дает Западу то, что он желает: голос разума и человечности из страны, которой многие до сих пор глубоко не доверяют.

Он был олигархом, который в 1990-е годы сколотил свою нефтяную империю, скупал десятками депутатов и только за решеткой "открыл" несправедливость системы - однако его прошлая жизнь, - считает автор, - не играет роли. Сегодня он символизирует добро, борющееся со злом".

При этом для большинства соотечественников он продолжает "быть представителем государственной лавки самообслуживания образца 1990-х, воплощать образ беспринципного дельца, при помощи связей "наверху" урвавшего за короткое время миллиарды долларов. И даже через 7 лет тюремного заключения он воспринимается частью элиты, которая в России отделена от остальной части населения, проносясь на иномарках с мигалками в свои шикарные особняки за высокими заборами и решая между собой в неформальной обстановке политические вопросы".

При этом мало кто знает о том, что империя Ходорковского не просто перешла в руки государства, а позволила обогатиться многим представителям кремлевской элиты: акции нефтяного гиганта осели и у частных инвесторов.